Причины утраты слуха
Потеря слуха может быть результатом проблем любой части органа слуха. Для классификации потери слуха у детей, можно составить такой список:
- Врожденный дефект.
- Ушная инфекция.
- Аутоиммунное заболевание.
- Травма головы.
- Болезнь.
- Воздействие громких звуков.
Влияние громких звуков очень актуально в наше время, поскольку все большее количество людей слушает громкую музыку с использованием наушников-вкладышей в течении продолжительного времени. Эти слуховые устройства приближают источник звука очень близко к барабанной перепонке.
Однако окружающие звуки наушники заглушают не очень хорошо, из-за чего дети включают музыку громче, чтобы фоновое звучание не мешало им слушать. Современные электронные устройства (плейеры, смартфоны) имеют огромную память, способную вмещать очень много музыки и звуковой информации. Это побуждает детей слушать без перерыва, причем некоторые из них не снимают наушники даже во сне. Понятно, что профилактика нарушений слуха у детей связана с ограничениями в области продолжительного звукового воздействия.
Результаты звуковой атаки на слух печальны. Согласно статистике, более 12% детей и подростков в возрасте от 6 до 19 лет страдают хотя бы от одного вида нарушений слуха. Эти данные приводят печатные издания американской педиатрии. Конечно, музыка – не единственная причина, почему ребенок может страдать от потери слуха, но одна из самых серьезных.
Воздействие потери слуха у школьников, которые начали терять слух в подростковые годы, отличается от воздействия на детей, которые имели этот дефект с рождения. Ребята с врожденным нарушением слуха вращаются в кругу сверстников, которые имеют подобные проблемы. Поэтому им намного легче приспособиться к жизни в обществе. Детям, которые поздно потеряли слух, сделать это тяжелее, и они гораздо болезненнее переживают эту психологическую травму.
Интересным фактом является то, что у детей с врожденной потерей слуха лучшее чувство статического баланса и равновесия. Это значит, что они лучше чувствуют положение тела даже с закрытыми глазами. Причиной, влияющей на это, является хорошая обработка мозгом проприоцептивной информации.
Коррекция слуха
Медицинская наука на месте не стоит, и сегодня ребенка, который по каким-то причинам не имеет возможности слышать полноценно, никто не собирается обрекать на жизнь в тишине.
Говорить о восстановлении можно только в случае временной потери (после отита, например). Для этого применяют продувание слуховых труб, физиотерапию, некоторые медикаменты, улучшающие кровообращение во внутреннем ухе. Но если курс лечения оказывается безрезультатным, то проводят обследование степени потери слуха. И тогда родители получают рекомендации по реабилитации ребенка. Чем раньше она начнется, тем более благоприятно будет проходить.
Обнаружение у малыша сенсоневральной тухоухости – прямое показание к реабилитации, поскольку средств для эффективного и действенного лечения этой болезни, к сожалению, пока не существует.
Аппараты
Слуховые аппараты для детей подбираются индивидуально. Процедура слухопротезирования проводится, если потеря слуха составила около 40 дБ на оба уха либо на такое же значение на одно ухо и глухоте на другое. Корректоры слуха надевают грудным детям в любом возрасте, даже в первый год жизни, если патология выявляется рано.
Сложнее всего слухопротезировать малышей. Если усиление сигнала будет слишком большим, может развиться акустическая травма, если сигнал будет слабым, его может быть недостаточно для развития речи и психики.
Современные слуховые аппараты бывают карманные (самые мощные), заушные и внутриушные, которые снаружи практически не видны, особенно у девочек, которые имеют возможность прикрывать ушки длинными волосами. Современные аппараты можно настраивать при помощи специальных компьютерных программ в соответствии с данными аудиометрии определенного пациента.
Цена слухового аппарата зависит от его типа и производителя, она может начинаться от 15 тысяч рублей и заканчиваться 200 тысячами. При двусторонней тугоухости покупают два аппарата – в правое и левое ухо.
Тимпанопластика
Если обследование показывает нарушения функции среднего уха, то при отоскопии определяется клиническая картина и может быть показана тимпланопластика – операция, которая заключается в санации, устранении воспаления, а затем и пластике барабанной перепонки и других структур среднего уха.
Кохлеарная имплантация
Эта операция показана детям с довольно тяжелыми поражениями слуха, когда эффекта от слухового аппарата нет. Имплант – это совокупность двух частей (одна всегда внешняя, ее носят с собой, другая имплантируется во внутреннее ухо). Внешняя состоит из микрофона, процессора, преобразующего звуки в электроимпульсы, и передатчика, который передает колебания сразу на слуховой нерв.
Внутренняя часть, которая имплантируется, содержит приемник и дешифратор сигналов. Также есть тонкие электроды, которые хирурги с ювелирной точностью вживляют в улитку.
Имплантация решает проблему звукопроводящего аппарата органов слуха, которую слуховые аппараты преодолеть не могут. Головной мозг ребенка улавливает поступающие электрические импульсы и распознает их как звуки.
Операция показана при глухоте и тяжелой сенсоневральной тугоухости на оба уха, а также при неразборчивом восприятии речи при наличии слуховых аппаратов. Реабилитация после операции длительная, кропотливая.
Имплантация не проводится, если поражен слуховой нерв или слуховой центр головного мозга. В этом случае он не эффективен. Не проводят операцию ввиду неэффективности и в том случае, если ребенок очень много времени провел в тишине, не воспринимая звуков. Велика вероятность атрофии веточек слухового нерва.
Не стоит думать, что ребенок проснется от наркоза и начнет все слышать. После операции ему предстоит долгий период занятий по специальной программе, которая в конечном итоге научит его слышать. Возможно, не все, и не так хорошо, как здоровые дети, но это лучше, чем прожить жизнь в полной тишине.
Трудности в обучении
Даже дети с сильной потерей слуха или глухотой могут развить свои способности к обучению. Но большинство из учителей в средней и высшей школе обучают по методам, которые не подходят для глухих детей, а также имеют привычки, из-за которых тугоухие подростки не могут улавливать информацию. К ним относятся:
- Объяснение материала, прохаживаясь по классу, поворачиваясь, стоя спиной к аудитории при записывании на доске.
- Наклоны при разговоре.
- Объяснять материал, когда в классе стоит посторонний шум.
Дети с нормальным слухом особо не замечают этих особенностей изложения материала, но для тугоухих детей это может стать серьезным препятствием к пониманию учебного материала. При этом надо учитывать, что по мере того, как утрата слуха прогрессирует, тугоухие школьники и студенты все больше и больше полагаются на чтение по губам учителя.
Поэтому для таких детей традиционные методы обучения недостаточно эффективны, а процесс обучения может затормозиться, если не будет оказана дополнительная помощь по разъяснению упущенного материала. Если родители не хотят отдавать ребенка в специальную школу, чтобы тугоухие дети могли учиться с нормальными детьми, в класс может быть приглашен сурдопереводчик.
Методы лечения нарушения слуха у детей
Если у ребенка присутствует хотя бы один признак снижения слуха, следует немедленно обратиться к оториноларингологу, аудиологу или педиатру. Чем раньше будет диагностировано заболевание, тем больше шансов на выздоровление. Любая боль в ухе, шум, ушная инфекция – все это не должно остаться без внимания родителя, так как может стать причиной необратимой глубокой тугоухости.
Врач назначит исследование слуха, необходимые для выявления причины и степени поражения. Все тесты являются безболезненными, однако достаточно информативными. Именно педиатр или ЛОР-врач поможет определиться с типом специалиста по слуху, необходимому именно этому ребенку.
Существует несколько способов лечения нарушения слуха. Выбор метода зависит от причины потери слуха и его степени. Чаще всего консервативные методы (медикаментозная терапия, физиопроцедуры) используются для коррекции легкой и умеренной тугоухости. При более тяжелых поражениях возникает необходимость использования слуховых аппаратов, кохлеарных имплантов, костных слуховых аппаратов и вспомогательных слуховых устройств, а также работы грамотного логопеда.
Слуховые аппараты – один из методов коррекции слуха. В настоящее время существует большое множество слуховых аппаратов для детей. Они почти незаметны, просты в применении даже самими маленькими пациентами, их не так просто удалить из уха, что является полезной функцией при использовании детьми до 3 лет.
Кохлеарные импланты – специальные устройства, используемые в лечении нейросенсорной тугоухости. Хирургическим способом кохлеарный имплант помещается во внутреннее ухо и с помощью электрических импульсов стимулирует слуховой нерв. Современные производители выпускают устройства, подходящие для детей и не доставляющие дискомфорта при носке.
Костные слуховые аппараты – метод выбора для коррекции слуха у детей с врожденными пороками развития органа слуха, такими как микротия или атрезия слухового прохода. Также костные слуховые аппараты подходят для детей с односторонней глухотой.
Вспомогательные слуховые устройства такие, как FM-системы позволяют решить проблему с плохой акустикой и фонового шума. Чаще всего такие устройства для слабослышащих используются в специализированных классах и школах для детей с нарушениями слуха. FM-система представляет собой микрофон, находящийся на груди учителя и передающий звуковой сигнал непосредственно на слуховые аппараты или кохлеарные импланты учеников.
Логопедическая помощь необходима почти каждому ребенку с нарушением слуха. Грамотный специалист позволит решить проблемы с речью, возникшие в результате тугоухости на том или ином этапе развития, адаптирует ребенка к обществу и улучшит качество его жизни.
Психологическое воздействие потери слуха
Говоря про психологические особенности детей с нарушением слуха, нужно учитывать, что утрата слышимости приводит к изменению во внешнем и внутреннем мире ребенка. Во внутреннем мире все начинается с потери возможности нормально общаться, поскольку мир людей во многом построен на звуковом общении. Нарушение слуха у детей производит эффект шока, который тем сильнее, чем позже это началось.
Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха должна учитывать, что это очень сильно влияет на внутренний мир теряющего слух ребенка. Например, дети и подростки, которые недавно начали терять слух, на какое-то время оказываются неспособны выполнять привычные задания. Результаты этого могут быть плачевными, могут стать проблемой и источником психологических травм.
Неспособность понять окружающий мир идет рука в руку с потерей слуха. Люди вкладывают столько сил, основываясь на значениях, полученных посредством звуковой информации, что потеря доступа к этой информации выбрасывает ребенка из мира взаимопонимания. Результатом этого является растерянность, которая может проявляться не только в сфере чувств и ощущений, но и на физическом уровне.
Например, ребенку с потерей слуха нужно перейти улицу. Даже если он перед этим внимательно посмотрит по сторонам и удостоверится, что переходить безопасно, существует повышенная вероятность, что некоторых важных сигналов, служащих для предупреждения об опасности, он все-таки не заметит. Прежде всего, это касается автомобильного сигнала или шума машины. Поэтому если во время перехода улицы из-за поворота выскочит на полном ходу сигналящий Камаз, результатом упущенного слухового сигнала может стать травма или смерть.
Конечно, это крайний пример, но чисто теоретически, такое возможно, а пример наглядно демонстрирует, что потеря слуха у ребенка приводит к тому, что дети не получают важных сигналов из окружающей обстановки, необходимых для того, чтобы принять адекватное решение. Это влияет не только на неправильную внешнюю ориентировку в ситуации, но и приводит к изменению характера, потерявшего слух ребенка. Чем чаще будут повторяться ситуации, в которых он будет чувствовать себя растерянным или неуверенным, тем чаще он будет ощущать страх, тревогу, сомнения в себе и своих возможностях. Это может все больше углублять различные комплексы и привести к чувству изоляции.
В результате постоянных травмирующих психику событий, ребенок с потерей слуха может начать избегать различных ситуаций, которые могут принести ему неприятности. Для ребенка, потерявшего слух с рождения, это приводит к изоляции от детей с нормальным слухом. В результате нормально слышащие дети будут относиться к нему по-другому, чем друг к другу, и понятно, что не лучше, а хуже (в большинстве ситуаций).
Для детей, которые потеряли слух поздно, это может означать постепенное удаление от слышащих приятелей, с которыми они раньше общались. Это часто приводит к тому, что слабослышащие дети оставляют попытки понять окружающих, если под влиянием негативного опыта они предполагают, что во время урока или похода на природу они не будут понимать, что происходит.
Роль родителей в формировании речи слабослышащего ребенка
В течение всех лет школьного обучения педагогам с большим трудом и не всегда достаточно успешно приходится перевоспитывать изначально неправильно сформировавшуюся (или даже заново воспитывать вообще несформировавшуюся) речь слабослышащего ребенка. По этой причине хочется еще и еще раз призвать родителей к тому, чтобы они постарались уже в самом раннем возрасте поставить развитие речи ребенка на правильные «рельсы». И сделать это можно только путем максимального обеспечения ее слышания, что достигается следующим:
- достаточно громкой, небыстрой и отчетливой речью окружающих, которую ребенок сможет лучше услышать и понять;
- привлечением внимания ребенка к артикуляции говорящего, что значительно облегчает восприятие им речи за счет дополнительного использования и более сохранного зрительного анализатора; а сокращением расстояния до ребенка во время речевого общения с ним, что также улучшает слышимость речи;
- обогащением словарного запаса ребенка, поскольку знакомые слова всегда значительно легче воспринять и понять, чем впервые слышимые;
- четким и достаточно громким проговариванием окончаний слов, что позволит ребенку овладеть правильными грамматическими нормами речи.
Кроме того, зная о большой предрасположенности ребенка со сниженным слухом к дефектному произношению многих звуков, важно уже с самого раннего его возраста предпринимать в этом отношении необходимые профилактические меры (громкое и отчетливое произнесение звуков взрослыми и привлечение внимания ребенка к артикуляции говорящего, о чем уже упоминалось выше). Однако при этом не следует замыкаться лишь на чисто слуховой стороне проблемы
Важно также обратить внимание на правильность строения речевого аппарата ребенка и на подвижность его артикуляторных органов, поскольку и то и другое нередко бывает нарушено. Своевременное устранение этих не связанных с состоянием слуховой функции препятствий на пути к овладению правильным звукопроизношением значительно улучшит последнее даже при том же самом состоянии слуха
Причины снижения слуха у детей
В первую очередь, следует упомянуть о типах нарушения слуха. Выделяют:
- Кондуктивную тугоухость, обусловленную нарушением проведения звука к внутреннему уху. Причиной данного типа поражения являются заболевания наружного и среднего уха. Чаще всего кондуктивная тугоухость проявляется в умеренной и легкой степени и достаточно просто поддается коррекции;
- Нейросенсорная тугоухость является следствием поражения структур внутреннего уха или слухового нерва. Методом лечения являются импланты среднего уха или кохлеарные импланты;
- Смешанный тип тугоухости сочетает в себе кондуктивный и нейросенсорный тип.
Причины развития нарушения слуха делятся на врожденные и приобретенные. Врожденная тугоухость в половине случаев вызвана генетическими заболеваниями, унаследованными от родителей. Родитель может быть как здоровым носителем мутации, так и страдать от такого же заболевания. Генетическая тугоухость имеет один из типов наследования:
- Аутосомно-рецессивный тип. К данному типу наследования относится 70% всех генетических мутаций, связанных с потерей или снижением слуха. Родители ребенка, имеющего такое заболевание, внешне абсолютно здоровы, но в их геноме заложена мутация, которая проявляется только при условии ее наличия у обоих родителей.
- Аутосомно-доминантный тип. К такому типу относится 15% генетической тугоухости. Один из родителей такого ребенка не имеет изменения в геноме, в то время как второй либо страдает нарушением слуха, либо имеет другие нарушения, характеризующие определенный генетический синдром.
- Спонтанная мутация. К этой группе относятся редкие генетические заболевания, возникающие вследствие спонтанной генетической мутации. Причины таких мутаций лишь предположительны и могут возникнуть у абсолютно любого развивающегося организма на определенных этапах внутриутробного развития.
Помимо генетических, существует множество других факторов, приводящих к врожденным нарушениям слуха:
- внутриутробные инфекции: герпес, краснуха, токсоплазмоз, ЦМВ-инфекция нарушают формирование органа слуха эмбриона, приводя к развитию тяжелой тугоухости при рождении;
- гипоксия плода (недостаток кислорода);
- гемотрансфузии (переливания крови) у матери во время беременности;
- сахарный диабет у матери;
- прием во время беременности некоторых лекарственных препаратов, обладающим ототоксичным влиянием на плод: некоторые антибиотики (группы аминогликозидов, гликопептидов), некоторые обезболивающие и противовоспалительные средства (диклофенак натрия), транквилизаторы и антидепрессанты, препараты для лечения злокачественных новообразований и туберкулеза. Назначение данных медикаментов – это всегда взвешенное и необходимое решение. Они используются лишь в тех случаях, когда польза для матери значительно превышает вероятность возникновения осложнений у плода;
- преждевременные роды и рождение ребенка массой менее 1300г;
- злоупотребление алкоголем, курение и прием наркотиков во время беременности.
Потеря слуха детей в более старшем возрасте имеет также множество возможных причин. К временному снижению слуха чаще всего приводят инфекции уха, а именно – средние отиты. Анатомические особенности строения органа слуха у детей являются фактором возникновения ушных инфекций.
Слуховая труба ребенка более короткая и широкая. Такая особенность обуславливает быстрое распространение воспаления из ротоглотки к среднему уху. Накапливающийся в барабанной полости экссудат нарушает звукопроведение и приводит к временному снижению остроты слуха у ребенка. Это явление часто не требует особых вмешательств, а только лишь лечения основного инфекционного заболевания. Однако частые рецидивирующие и хронические отиты могут стать причиной стойкой тугоухости.
Факторами развития перманентного снижения слуха у детей старше месяца являются:
- перфорация барабанной перепонки вследствие травмы или инфекции;
- прогрессирующий отосклероз, например, при болезни Меньера;
- осложнения некоторых инфекционных заболеваний, таких как корь, эпидпаротит, коклюш, а так же как следствие менингита;
- прием ототоксичных лекарственных препаратов в возрасте до 2 лет;
- тяжелые черепно-мозговые травмы;
- хронический или рецидивирующий средний отит;
- длительное воздействие шума, приводящее к шумовой потере слуха;
- воздействие пассивного курения.
Как определить у ребенка нарушение слуха?
Скрининг новорожденного позволяет обнаружить лишь малый процент нарушений слуха у ребенка. Основная роль в диагностике слуха принадлежит участковому педиатру и самим родителям.
Что же должен уметь ребенок, чтобы у врача и родителей не появилось сомнений в его способности воспринимать звуки?
0-4 месяца:
- реагировать на громкие звуки;
- вздрагивать во сне или просыпаться при внезапном громком звуке;
- реагировать на голос другого человека позитивно (улыбка) либо негативно (плач);
- успокаиваться, услышав голос «своего взрослого».
4-9 месяцев:
- улыбаться в ответ на обращение родителей;
- следить за игрушками, издающими звук;
- поворачивать голову к источнику знакомого звука;
- переход гуления в лепет;
- начинает понимать связь между жестами и речью.
9-15 месяцев:
- реагирует на свое имя;
- пытается издавать или издает жужжащие звуки;
- повторяет простые звуки или слова;
- понимает и выполняет основные команды;
- использует голос для привлечения внимания.
15-24 месяца:
- использует достаточное количество простых слов для общения;
- знает и показывает части тела;
- знает названия общих объектов (например: дом, кот, собака, земля, небо);
- с интересом относится к музыке, стихам, чтению;
- выполняет команды;
- указывает на предметы, которые называет взрослый.
Иногда возникают ситуации, когда у ребенка, который не имел проблем со слухом и нормально развивался до 4-5 лет, случается нарушение звуковосприятия. И не всегда ребенок может сам понять, в чем дело, и рассказать об этом взрослому.
Есть несколько критериев, по которым можно заподозрить тугоухость, возникшую у ребенка дошкольного и школьного возраста.
- Возникают трудности в понимании речи других людей;
- Не сразу реагирует на обращение по имени или не реагирует вовсе;
- Появились проблемы с речью;
- Неправильно отвечает на вопросы (из-за непонимания);
- Когда смотрит телевизор, увеличивает громкость или садится очень близко к экрану;
- Внезапно появились проблемы с учебой;
- Есть задержка речи и/или нарушение артикуляции;
- Жалуется на боль или шум в ушах;
- Есть сложности при разговоре по телефону, часто меняет ухо, к которому прикладывает телефон;
- Часто переспрашивает;
- Очень внимательно следит за мимикой и губами говорящего.
Профилактика нарушения слуха у детей и подростков
Чтобы избежать таких отклонений, следует неукоснительно соблюдать правила профилактических правил тугоухости и глухоты. Они состоит из таких рекомендаций:
- закаливание, которое повышает устойчивость организма малыша к инфекциям;
- правильное питание, которое должно включать необходимые витамины, жиры, белки и углеводы в необходимых количествах;
- соблюдение нормальных отметок температуры и влажности в помещении;
- своевременное лечение болезней и специальные профилактические меры инфекционных заболеваний.
А для того, чтобы верно развивались слуховые органы, нужно выполнять необходимую гигиену слуха:
- Очищать уши ребенку от чрезмерного скопления серы.
- Одевать малыша по погоде – всегда защищать ушки, особенно в сезон холодов.
- Громкость звука должна быть в пределах 60-80 Дб.
- Следить за тем, чтобы малыш дышал носом.
Помимо этого очень важное значение в профилактике такого явления имеет своевременное определение воспалений верхних дыхательных путей, которые довольно часто вызывают поражение слуховых органов. К доктору следует обратиться немедленно, если возникли малейшие подозрения на подобные проблемы
Несложные профилактические меры помогут избежать патологии слуха
В современном мире детская глухота – это не приговор
Такая патология не помешает малышу стать полноценным членом социума, если ему будет оказано достаточное внимание родителей и медиков. Будущее таких детей в руках любящих родителей
Расстройства речи при тугоухости
Все имеющиеся у слабослышащих нарушения речи условно могут быть разделены на две большие группы — на нарушения, непосредственно связанные со снижением слуха, и не связанные с его снижением. Ко второй группе нарушений следует отнести, например, заикание, дизартрию, открытую и закрытую органическую ринолалию, а также «моторные» формы дислалии и оптические дисграфию и дислексию. Эти виды речевой патологии у слабослышащих как по своей причинной обусловленности, так и по методам коррекционного воздействия приближаются к однотипным нарушениям речи у детей с нормальным слухом.
Что касается речевых расстройств, которые непосредственно связаны с неполноценностью слуховой функции, то они достаточно разнообразны. Однако если попытаться как-то объединить и обобщить все эти нарушения, то здесь правильнее всего будет говорить о недоразвитии у слабослышащих всех сторон речи из-за невозможности ее полноценного восприятия на слух. У них нарушается как понимание речи окружающих, так и собственная произносительная речь во всех ее основных звеньях (звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй).
И это вполне понятно, поскольку речь у детей развивается путем подражания, а полноценно подражать полуслышимой речи невозможно.
Рассмотрим состояние у слабослышащих каждой из названных сторон речи.
Понимание речи (импрессивная речь) у этой категории детей страдает из-за неполноценности ее слухового восприятия. Ведь прежде чем понять сказанное, нужно его правильно воспринять, то есть правильно услышать, а при сниженном слухе это далеко не всегда возможно. Слабослышащий ребенок вообще не воспринимает на слух некоторые звуковые частоты, что лишает его возможности различения многих звуков. Так, высокочастотные звуки «с» и «ц» в словах типа «свет — цвет» в условиях проведенного нами специального исследования не воспринимали на слух 84 % слабослышащих учащихся даже с преимущественно первой степенью тугоухости. А это значит, что для них существенно затруднено слуховое восприятие, а следовательно, и понимание тех слов, в состав которых входят эти звуки. Но ведь большинство слабослышащих не различают на слух далеко не одну пару звуков. Тогда каким же образом им удается понимать речь окружающих?
Правильному пониманию речи в условиях неполного ее восприятия может способствовать следующее.
Во-первых, учет конкретной ситуации речевого общения. Допустим, ребенок, не различающий на слух звуки «п» и «б», слышит в разговоре слово «бочка», которое для него звучит неотличимо от слова «почка». Если общая тема разговора посвящена разного рода заготовкам, то слабослышащий поймет, что речь идет о бочке для засолки овощей, а не о почке, которую можно застудить или которая может болеть. Если же говорят об операциях или болезнях, то это же самое сомнительное слово даже в условиях его изолированного произнесения будет истолковано в соответствии с темой разговора. И, наконец, третье толкование этому слову будет дано в ситуации сбора сосновых или ольховых почек.
Во-вторых, учет смысла соседних слов. Например, ребенок, не способный различить по слуху слова «тушь» и «душ», различит их в сочетаниях «горячий (или холодный, теплый) душ» и «черная тушь».
В-третьих, учет грамматической формы соседних слов. Так, различению слов «папа» и «мама» может помочь ориентировка на окончание употребленного рядом с ними глагола прошедшего времени: «мама пришла», тогда как «папа пришел».
В-четвертых, зрительное восприятие артикуляции сомнительных звуков, играющих решающую роль для понимания смысла слов. Естественно, что речь здесь может идти только о различающихся «по виду» звуках — типа «с» и «ш», «з» и «ж», «п» и «т», «б» и «д» и т. п. Опора на зрительное восприятие артикуляции звуков поможет различить слова типа «мишка» и «миска», «папа» и «тата», «белить» и «делить» и т.п.
Подобными способами домысливания в условиях затрудненного восприятия речи нередко пользуются и нормально слышащие люди (например, при разговоре по телефону или в шумном помещении), для слабослышащих же такое затрудненное восприятие имеет место постоянно. Однако для правильного домысливания необходимо иметь достаточный словарный запас и владеть основными грамматическими нормами языка. То и другое у слабослышащих оставляет желать лучшего, что будет видно из дальнейшего изложения. Следовательно, в вопросах понимания речи им трудно полностью компенсировать свою слуховую недостаточность, однако усовершенствование лексико-грамматической стороны речи улучшит в том числе и возможность ее понимания.
Влияние нарушений слуха на отношения
Нарушения слуха у детей и подростков существенно влияет на их способность общаться и приводит к серьезным психологическим травмам. Большинство людей, с которыми дети с утратой слуха привыкли общаться, не желают учить язык глухонемых. Поэтому такие отношения навсегда теряются. Даже в условиях, когда у детей с дефектами слуха складываются нормальные отношения со сверстниками, у которых схожие проблемы, они все же не способны создать нормальные отношения с хорошо слышащими людьми.
Недостаточному развитию воображения часто способствует авторитарность поведения родителей, особенно матерей. Такие родители часто вмешиваются, запрещают, поучают, мало разрешают, не входят в ситуацию. Этим они наносят серьезный удар по развитию многих качеств у своего ребенка, включая и способность к воображению. Такой ребенок привыкает действовать по указке, и нормальным детям с развитым воображением с ним неинтересно играть.
Особенности образовательного процесса
Дети с нарушениями слуховой функции имеют особые образовательные потребности. При любом нарушении самым главным является развитие устной речи и связанных с этим процессов логики, мышления.
Остаточный слух, зрение, кожная чувствительность в этом помогут. Для них разработаны особые образовательные программы, упражнения, к которым ребенок будет приступать с использованием усиливающей звуки аппаратуры.
Они довольно легко обучаются искусству читать по губам, и для этого педагоги используют особую артикуляцию. При отсутствии какого-либо остаточного слуха педагог развивает тактильные и вибрационные ощущения малыша, которые отлично дополняют умение читать по губам. Есть специальные виды приборов, которые помогают преобразовать речь человека в вибрацию.
Глухие и слабослышащие дети много пишут. Жестовой речи и мимике тоже находится место в обучении
Обязательно учитываются особенности психического развития конкретного ребенка, уделяется внимание профилактике психических нарушений, которые могут развиться, если ребенок начнет чувствовать себя неполноценным
В России есть специальные садики и школы для глухих и слабослышащих детей. Малышей в детские сады принимают с 3 лет, в ясли – с 2 лет. Для детей школьного возраста есть специальные классы коррекционных школ, где обучение продолжается по специально разработанным программам.
Замечено, что дети, которые с детства привыкли преодолевать что-то (в данном случае проблему слабого слуха) вырастают очень целеустремленными и успешными людьми.
Дети с легкими степенями тугоухости могут обучаться в обычных школах по общей, не коррекционной программе. Но и тут все довольно индивидуально – если ребенку не комфортно, над ним смеются, дефект заметен для окружающих, лучше перевести его в специализированный класс, где он получит возможность развиваться и обучаться без оглядки на окружающих.
Часто даже сам факт ношения слухового аппарата смущает здоровых сверстников
На ребенка в очках никто не реагирует так сочувственно и с таким вниманием, как на ребенка в слуховом аппарате. И принцип тут только один: если ребенок стесняется надевать слуховой аппарат перед ровесниками, ему нужно переводиться в ту среду, где ношение аппарата – дело привычное, которым никого не удивишь