Прогноз при заикании
Прогнозировать исход заболевания достаточно трудно, поскольку спровоцировать его могут самые разные факторы. Далеко не все они легко и быстро устраняются. Во многом прогноз заикания зависит от его формы и возраста пациента. Доказано, что чем моложе пациент, тем у него больше шансов на полное выздоровление. Однако дети, заболевшие из-за врожденных особенностей речевого аппарата, имеет все же низкие шансы на выздоровление.
На исход болезни влияет также тип течения. В частности, дыхательные судороги лечатся относительно легко, а клонические формы болезни проходят быстрее тонических. Наиболее благоприятным возрастом для лечения патологии считается 3-5 лет. Тяжелее всего избавиться от заикания детям от 12 до 17 лет. В логопедии зафиксированы также случаи рецидивов заболевания при воздействии неблагоприятных факторов.
Лечение заикания
Лечение заикания, как правило, комплексное, этапное и достаточно длительное. В нём должны участвовать несколько специалистов.
Врач-невролог или психоневролог — это врач с высшим медицинским образованием невролога, который окончил курсы психиатрии. Он назначает соответствующую медикаментозную терапию исходя из состояния нервной системы, контролирует динамику развития симптомов заболевания.
Врач-психотерапевт — это специалист с высшим медицинским образованием, который занимается лечебным воздействием на психику человека. Он использует разные виды психотерапии, включая прямой разговор, гипноз и ряд других техник:
- Субличностный анализ. Этот подход рассматривает элементы поведения как внутренние образы, которые воспринимаются сознанием человека как части, отдельные от самой личности. Субличности человека привязаны к его семейным, социальным, профессиональным ролям (например, роль родителя, дочки/сына, начальника, коллеги и др.). Психотерапевт в данной технике пытается раскрыть черты и проявления субличностей заикающегося, когда тот ведёт свой внутренний диалог, и пытается изменить патологические черты поведения, нейтрализуя заикание.
- НЛП (нейролингвистическое программирование) — это ряд психологических методик, благодаря которым удаётся воздействовать на подсознание заикающегося, изменяя его мышление и поведение через введение в его сознание специальных лингвистических программ (установок).
- Работа с игрушками в качестве дыхательной гимнастики. Для тренировки используют мыльные пузыри, игрушки-вертушки и прочее. При этом ребёнка просят дуть через соломинку, пуская пузыри в воду, дуть на одуванчики и кораблики в воде, надувать шарики и т.д.
- Аутотренинг — приём самовнушения, посредством которого можно изменять черты характера и вредные привычки.
Иглорефлексотерапевт — это специалист с высшим медицинским образованием невропатолога или невролога, который прошёл специальное обучение по иглоукалыванию. Он воздействует на специальные точки, нервные окончания, снимая нервное напряжение.
Психолог проводит тестирование, помогает установить причину возникновения речевого дефекта и разобраться с внутренними проблемами человека, выявляя слабые стороны его характера. Для этого он использует словесные методы воздействия.
Логопед обучает заикающегося правильно дышать во время речи, пользоваться голосом, легко артикулировать, плавно и ритмично говорить .
Инструктор по лечебной физкультуре разрабатывает оздоровительные мероприятия, к которым относятся закаливающие процедуры, лечебный массаж и физкультура. Это укрепляет иммунитет человека и позволяется как бы «сбросить отрицательную накопленную энергию» через повышенную мышечную активность .
Хотя каждый специалист вносит важную неоценимую лепту в лечение заикания, ни один из них не сможет устранить его полностью самостоятельно.
По локализации
Судороги, которые приводят к запинкам в речи, локализуются в разных отделах:
- Артикуляционный. Судорога может затрагивать мышцы лица (происходит сокращение мышц верхней или нижней губы, в результате чего происходит оттягивание уголков рта в стороны или судорожное его открытие, в некоторых случаях мышцы шеи, лба и ушей тоже принимают участие), мышцы языка (непроизвольное его вываливание из полости рта, непроизвольное открытие рта и пр.), мышц мягкого нёба (в этом случае проход из глотки в носовую полость то закрывается, то открывается).
- Дыхательный. Наблюдаются при вдохе, но они мало заметны и проявляются как незначительные паузы в разговоре. Происходят с различной частотой и интенсивностью. При выдохе пациенту с трудом удаётся закончить слово или фразу. При этом происходит сильное сокращение мышц пресса. Судорога затрагивает лицевые мышцы, в результате чего лицо искажается. Ощущается нехватка воздуха.
- Голосовой. Голосовые складки постоянно то смыкаются, то размыкаются, это приводит к тому, что речь пациента становится прерывистой и вибрирующей. Во время разговора голосовые складки могут полностью сомкнуться, что приводит к резкой паузе и потере голоса, при этом человеку не хватает воздуха. Судорога возникает при произношении гласных звуков, при этом пациент их удлиняет до такой степени, что часто проявляется нехватка воздуха. Мышцы шеи напрягаются, а голос становится неестественным. Артикуляция может не проявляться.
- Смешанный. Судороги при заикании могут чередоваться друг с другом и могут накладываться одни на другие.
Схема логопедического занятия
Длительность занятий определяется возрастом ребёнка. Для детей 3-5 лет она ограничена 10-20 минутами. Если сделать сразу весь комплекс упражнений не получается, можно провести небольшую физкультминутку. А если время пролетает незаметно и ещё остаются силы, стоит увеличить продолжительность тренировки речи.
В начале занятия нужно сделать небольшую разминку. Для этого проводится дыхательная гимнастика. Это помогает увеличить объём выдыхаемого воздуха, чтобы облегчить процесс разговора и удлинить фразы. Ведь именно это становится препятствием на пути к плавной речи у заикающегося ребёнка.
Дыхательную гимнастику нужно проводить в форме игры. Существует несколько основных упражнений:
- Ребёнок ложится на спину, и ему предлагается изобразить животом море, на волнах которого качаются его любимые игрушки: глубокий вдох через нос, надувая живот — волна, медленный выдох через трубочку — штиль (повторить не менее 3-х раз).
- В таз набирается вода и туда запускаются парусные корабли, которым нужно помочь добраться до другого берега: ребёнок дует, изображая ветер.
- Налить в стакан воды и опустить туда соломинку для питья: ребёнок дует в трубочку, изображая в стакане бурю или кипение зелья.
Игровые упражнения помогут наладить плавный и длинный выдох, а также будут для ребёнка весёлым совместным занятием. Продолжить его можно произношением отдельных слов и предложений хором. Это окажет поддержку и послужит примером правильной плавной речи. Главное при этом выбрать медленный темп и соблюдать правильный ритм.
После этого можно поиграть с ребёнком в эхо, когда он повторяет за родителем сказанное слово или предложение. Это помогает наладить автоматизацию речи. В таком случае не придётся думать во время разговора, как правильно произносить звуки, что позволит уменьшить волнение во время диалога.
Для побуждения к речи можно загадывать загадки, сочинять истории по рисунку или составлять одну из нескольких. Хорошего эффекта можно добиться разучивая песенки. Вокализация помогает добавить плавности течению голоса. Этот приём используют и в жизни: при затруднении в произношении слов, их можно попробовать пропеть. Часто это снимает спазм и позволяет дальше общаться спокойно.
Так как речь связана с мелкой моторикой, полезными будут занятия по совместному изготовлению поделок. Это улучшает координацию и артикуляцию. Во время рукоделия нужно как можно больше разговаривать с ребёнком. Он будет занят, что позволит расслабить его во время разговора и снять напряжение с мышц.
Симптомы заикания
Заикание протекает по-разному, но определить заболевание не трудно. Оно проявляется либо в навязчивом повторении звуков и слогов, либо в непроизвольных остановках, задержках, часто сопровождающихся судорогами речевых органов. Судорогами поражаются голосовые связки, мышцы глотки, языка, губ. Наличие судорог в речевом потоке является главным феноменом заикания. Они различаются по частоте, месту поражения и продолжительности. От характера судорог зависит тяжесть заикания. Напряженность органов произношения не позволяет заикающемуся точно, ясно, ритмично вести разговор. Расстраивается и голос — у заикающихся он неуверенный, хриплый, слабый.
Существует мнение, что в основе заикания лежит блокирование (выключение) голосообразования. И действительно, ряд опытов подтверждает эту мысль. Заикаясь, ребенок тратит большие физические силы. При разговоре его лицо покрывается красными пятнами, липким холодным потом, а после высказывания он нередко испытывает ощущение усталости.
Отдельные звуки, слоги, слова становятся настолько трудными, что дети избегают употреблять их, от чего речь обедняется, упрощается, становится неточной, малопонятной. Особенно большие трудности возникают при воспроизведении связных рассказов. И, чтобы облегчить свое положение, малыши начинают употреблять звуки, слова или даже целые словосочетания, которые не имеют никакого отношения к предмету высказывания. Эти «чужеродные» звуки и слова называются уловками. В качестве речевых уловок используются «а», «э», «вот», «ну», «и».
Помимо речевых, у заикающихся детей формируются и двигательные уловки: дети сжимают кулаки, переступают с ноги на ногу, взмахивают руками, пожимают плечами, шмыгают носом и т. д. Эти вспомогательные движения облегчают ребенку высказывание, а в дальнейшем, закрепляясь, становятся составной частью речевого акта. Лишние движения вносят разлад в координированную моторику, загружают психику дополнительной работой.
У некоторых дошкольников появляется страх перед речью. Еще не приступив к разговору, ребенок начинает волноваться от того, что станет заикаться, что его не поймут, плохо оценят. Появляется неуверенность в речи, настороженность, мнительность.
Дети болезненно ощущают разницу между собой и сверстниками. Если к тому же товарищи смеются над ними, передразнивают, а взрослые бранят за неправильную речь, заикающиеся дети уходят в себя, становятся раздражительными, пугливыми, у них появляется чувство собственной неполноценности, что еще больше угнетает психику, усугубляет заикание.
Психологические наслоения бывают настолько выраженными, что в первую очередь приходится направлять усилия на упорядочение поведения, а уже затем на борьбу с заиканием.
У заикающихся нарушена координированность в движениях. У одних — двигательное беспокойство и расторможенность, у других — угловатость и скованность. Вот почему заикающиеся обычно избегают поделок, требующих тонких движений пальцев. Но на этом признаки заикания не исчерпываются. У заикающихся формируются нежелательные черты характера — раздражительность, плаксивость, обидчивость, замкнутость, недоверчивость, негативизм, упрямство и даже агрессивность.
Заикающиеся дошкольники более подвержены простудным заболеваниям, чем обычные дети, у них чаще нарушаются сон, аппетит. Если говорить о динамике заикания, то оно поражает рядом характерных особенностей — непостоянством клинической картины, приспособляемостью и видоизменяемостью. Нередко более сложная форма речи произносится свободнее, чем облегченная.
В весенне-летний период заикание сглаживается, в осенне-зимний — усиливается. В незнакомой обстановке оно проявляется сильнее, чем в знакомой. На тяжесть заикания оказывает влияние и ситуация, в которой находится ребенок. В детском саду оно усугубляется, в кругу товарищей и семьи ребенок чувствует себя свободнее. На занятиях по труду речь гораздо увереннее, чем на занятиях по родному языку.
Заикание усугубляется по мере нарастания утомления. В начале дня дефект проявляется менее грубо, чем в конце. Отсюда вывод, что с заикающимися надо проводить занятия в утреннее время.
Когда ребенок находится один, он не заикается. Не заикаются дети при пении, чтении стихов, декламации заученных рассказов. Из изложенного можно сделать вывод, что для исправления дефекта необходимо воздействовать не только на речь заикающегося, но и на личность в целом.
Классификация и стадии развития заикания
В МКБ-10 (Международной классификации болезней) заикание относится к психическим расстройствам и расстройствам поведения, которые обычно начинаются в детском или подростковом возрасте .
По месту проявления оно делятся на следующие группы:
- респираторное (дыхательное) заикание;
- вокальное (голосовое) заикание;
- артикуляционно-фонетическое заикание;
- смешанное заикание (например, дыхательно-артикуляционное или артикуляционно-голосовое).
Дыхательное заикание является самой тяжёлой формой дыхательных судорог. Оно делится на две подгруппы:
- инспираторные формы заикания — проявляются на вдохе;
- экспираторные формы заикания — проявляются на выдохе .
В зависимости от патогенеза и причины возникновения бывает две формы заикания:
- Неврозоподобная форма — заикание, связанное с остаточными органическими изменениями головного мозга, которые возникли у малыша ещё внутри утроба матери или в раннем детстве. Примерами такой формы являются заикание и гиперкинезы (тики) при детском церебральном параличе и минимальном нарушении работы мозга с синдромом гипервозбудимости и дефицита внимания (СДВГ). У детей с нервозоподобным заиканием часто диагностируют задержку психического и моторного развития .
- Психогенная (невротическая) форма (логоневроз) — заикание, возникающее из-за испуга или хронического стресса, которые приводят к развитию психосоматических заболеваний. Такая форма заикания встречается достаточно редко .
Стадии развития заикания
Первая стадия
- Заикание возникает очень редко, эпизодически. Оно практически незаметно для окружающих и самого заикающегося. Однако со временем заикание становится более постоянным и выраженным, при этом периоды плавной речи постепенно сокращаются и наступают всё реже и реже.
- В большинстве случаев заминки связаны с произнесением первого слова в предложении, предлогов и союзов.
- Заикание усиливается, когда человеку кажется, что к нему относятся с пренебрежением или «вторгаются» в его личную сферу, а также когда собеседник устанавливает своё превосходство в беседе. При этом заикающийся начинает испытывать психологический дискомфорт, становится возбуждённым, из-за чего начинает быстрее говорить и нервничать.
- Заикающийся человек во всех ситуациях говорит свободно, без смущения, при этом он ещё «не осознаёт» своего дефекта речи и не боится публичного общения.
Вторая стадия
- Заикающийся уже осознаёт наличие дефекта речи. Нарушение становится более длительным, но оно всё ещё мало заметно окружающим. Судорожный дефект речи может полностью исчезнуть на короткое время.
- Заикание чаще всего проявляется при произнесении многосложных слов, «торопливой» речи или в моменты эмоционального возбуждения.
- Случаи заикания возникают одинаково часто как в общественных местах, так и дома. Однако в особо важных и ответственных ситуациях центральная нервная система может контролировать речь заикающегося, замедляя темп речи, тем самым уменьшая количество запинок.
Третья стадия
- В определённых ситуациях (особенно при публичном выступлении) очень трудно произнести речь, выстроить правильные ассоциации между значениями слов и производимыми звуками. Заикающийся всё это чётко осознаёт.
- Постоянно возникают сложности при произнесении определённых слов и звуков.
- Чтобы избежать «запинок», человек начинает заменять одни слова на другие.
- При всех явных признаках заикания человек не избегает общения, у него нет выраженных переживаний на счёт дефекта речи, отсутствует страх речи и неловкость при разговоре.
Четвёртая стадия
- Заикание становится большой личностной проблемой для человека. У него возникает явное предвзятое отношение к своему дефекту речи: он смущается и даже стыдится его. У заикающегося возникают мысли типа «я не могу говорить», «меня невозможно слушать», «людям со мной неприятно» и др.
- Сформированы стереотипные трудности при произнесении определённых слов и звуков. Причём заикающийся уже точно знает, в каких ситуациях, при каких условиях и в обществе каких людей заикание усиливается и может проявиться максимально ярко.
- Осознание своей речевой «ущербности» ведёт к уклончивым ответам и появлению страха общения с окружающими.
- Всё перечисленное постепенно ведёт к замкнутости и избеганию общения.
Осложнения заикания
Заикание сопровождается разными осложнениями. Ребенок, который заикается, начинает избегать речевых ситуаций, в результате чего сужается его круг общения. Как следствие, он становится мнительным, настороженным, стеснительным, остро чувствует разницу между собой и ровесниками. У мнительных детей постепенно усугубляется чувство собственной неполноценности.
По мере взросления ребенка он становится пугливым и раздражительным, что угнетает психику и тем самым сильнее усугубляет заболевание. Проблемы с социальной адаптацией неизбежно ведут к ухудшению успеваемости в школе. Частые осложнения заикания — боязнь речи (логофобия) и боязнь произносить определенные звуки (звукофобия).
Этиология и патогенез
Существует целый комплекс причин и факторов риска, которые могут спровоцировать данное заболевание. Поэтому определить точную этиологию болезни можно только в каждом случае. Причины заболевания у взрослых и детей существенно отличаются.
Заикание у взрослых диагностируют крайне редко. Один из факторов риска заболевания — наследственная предрасположенность. У больных диагностируют слабость центральных отделов речи, что при влиянии неблагоприятных факторов может вызвать заикание. Доказано также, что у мужчин патология встречается гораздо чаще, чем у женщин. Это обусловлено тем, что у женщин левое полушарие мозга, в котором локализуется двигательный центр Брока, более развито.
У детей основные причины патологии — психические травмы и патологии ЦНС. К возникновению заикания особенно склонны дети, которые перенесли любые заболевания, поразившие нервную систему. К таким заболеваниям относятся черепно-мозговые травмы, внутриутробная гипоксия, инфекционные заболевания, которые были вызваны вирусами. Врачи также выделяют факторы риска развития заболевания. При наличии в жизни ребенка таких факторов любое заболевание ЦНС или стресс могут привести к развитию патологии.
Факторы риска появления заикания у детей:
- Ребенок начал рано говорить. Некоторые дети, которым только исполнился годик, могут иметь обширный словарный запас. При этом в норме большинство детей владеют всего 3-5 словами. Затем словарный запас начинает очень быстро пополняться новыми, ребенок в возрасте 1,5 года уже начинает говорить целыми предложениями. Однако легкие и речевой аппарат малыша еще не способны справляться с повышенной нагрузкой, что провоцирует заикание.
- Позднее начало речи. Обычно такие дети произносят свои первые слова, когда им исполняется два годика. Развернутые фразы дети начинают произносить около трех лет. В этом случае заикание становится причиной двигательной расторможенности нервной системы.
- Эмоционально лабильная нервная система. Такие дети обычно чрезвычайно плаксивы, у них плохой аппетит и беспокойный сон. Спровоцировать болезнь у детей может любая резкая смена обстановки: переезд в новый город, начало посещения детского сада, долгое отсутствие мамы.
- Строгое воспитание ребенка. Некоторые родители устраивают ребенку жизнь по четкому расписанию, а также нередко наказывают их за малейшие оплошности. В результате ребенок растет зажатым и пугливым, боится разочаровать родителей.
- Физическое здоровье малыша. Если ребенок болеет какими-либо хроническими заболеваниями или родители его ограничивают постоянно в чем-то, он замыкается в себе, становится пугливым и стеснительным.
- Наследственная предрасположенность.
- Овладение сразу несколькими языками. Если ребенок учит сразу несколько языков, особенно когда родители разговаривают на разных языках, то у него может случиться нарушение слаженной работы речедвигательных центров.
Диагностика заикания
Диагноз «заикание» выставляется неврологом, психологом, психиатром или психотерапевтом, если представленные симптомы этого недуга длятся более трёх месяцев .
Как правило, диагноз устанавливается на основе клинической картины, однако чтобы отличить неврозоподобные и психогенные заикания от других органических причин дефекта речи нужно провести ряд нейрофизиологических обследований (по показаниям врача):
- эхоэнцефалоскопия (Эхо-ЭГ) — позволяет оценить состояние головного мозга, обнаружить объёмные новообразования;
- электроэнцефалография (ЭЭГ) — фиксирует изменения работы головного мозга через измерение его электрической активности;
- доплерография сосудов головного мозга и реоэнцефалография (РЭГ) — позволяют оценить качество кровоснабжения головного мозга и обнаружить нарушения в сосудах;
- ультразвуковая транскраниальная доплерография с функциями микроэмболодетекции (выявления небольших тромбов в сосудах головного мозга);
- аксиальная компьютерная (КТ) или магнитно-резонансная томография (ЯМР) в различных режимах.
Каждый из этих методов исследования проводится для того, чтобы не пропустить органические болезни головного мозга (например, опухоль или сосудистые заболевания). В структуре таких нарушений заикание является вторичным.
С этой же целью может потребоваться консультация окулиста (биомикроскопия глазного дна и осмотр его периферии трёхзеркальной линзой Гольдмана) и генетика (кариотипирование, синдромальная диагностика).
Виды заикания
Заиканием называют речевое нарушение, характеризующееся продлением слогов и звуков, а также их повторением или разрывами в произношении слов. Пациенты могут строить неестественные гримасы или иметь тики из-за трудностей в разговоре. Таким образом они стараются преодолеть запинку. Это состояние также называют логоклонией или логоневрозом. Диагноз ставят при значительном речевом дефекте.
По звучанию различают два вида заикания: тоническое (остановки в речи или удлинение звуков) и клоническое (повторы слогов, слов или отдельных звуков). Существует также смешанный тип, который сочетает в себе признаки двух предыдущих. Если классифицировать по этиологическому признаку, можно выделить невротическую и неврозоподобную форму. Последняя обычно подразумевает органическое поражение мозга, сочетающееся с патологией моторики, включающей нарушение артикуляции. Стрессовые ситуации при этом не оказывают существенного воздействия.
Невротический тип заикания возникает у здоровых людей с нормальными или ускоренными темпами развития. Нарушение речи вызывается сильным однократным или хроническим стрессом. Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) не обнаруживает отклонений. Симптомы могут почти отсутствовать в моменты психологического спокойствия, но набирать силу при сильном волнении. Это провоцирует появление логофобии (боязни говорить) и изменения в поведении со стремлением к более закрытому образу жизни. Такая форма может проходить бесследно после коррекции или носить рецидивирующий характер, обостряясь после нового сильного стресса.
Физиологические симптомы
Главным внешним признаком заболевания считается наличие судорог в процессе речевого акта. Длительность судорог может варьироваться от 0,2 секунд до 90 в наиболее сложных случаях. Судороги подразделяют по форме на тонические, клонические и смешанные, по частоте и по локализации на голосовые, дыхательные, артикуляционные и смешанные.
При заикании у больных обычно диагностируют проблемы с дыханием. Выделяют три формы таких нарушений:
- эксираторную (для нее характерен судорожный выдох);
- инспираторную (судорожный вдох);
- респираторную (судорожные вдох и выдох).
Заметными симптомами заболевания считаются нарушения речевой и общей моторики (тики, речевые судороги, миоклонусы в мышцах лица). Больные, которые испытывают трудности с произношением, начинают использовать разные уловки, чтобы облегчить речь и скрыть ее недостатки.
Профилактика заикания
В логопедии принято выделять две группы методов профилактики заболевания: укрепление иммунитета ребенка и организация его речевого развития
Для поддержания и укрепления здоровья малыша крайне важно соблюдение режима дня, полноценное питание, физическая активность, правильная гигиена. Чтобы нервная система функционировала правильно, необходимо защищать ее от лишних перегрузок и следить за нормальным режимом сна и бодрствования
Речевое развитие малыша должно быть направлено на расширение его кругозора, представлений о предметах и явлениях, окружающих его
Важно также, чтобы ребенок научился правильному произношению звуков, темпу речи и ее ритмике. Избежать заикания можно также за счет профилактики запинок речи, обучению малыша говорить плавно и логично высказывать свои мысли
Лечение заикания
Устранить речевой дефект больному поможет логопед. Однако если судороги возникли из-за поражения центральной нервной системы, лечением патологии должен заниматься невролог. Избавиться от заикания, вызванного психотравмирующей ситуацией, поможет психолог. В основе лечения от заикания лежит восстановление нормального функционирования речевого круга, в особенности торможение центра Брока.
Лечение от заикания включает в себя целый комплекс методик:
- медикаментозную терапию;
- иглоукалывание;
- выполнение логопедических упражнений;
- дыхательную гимнастику;
- гипноз и другие.
Все эти методики направлены на решение разных проблем. В частности, гипноз позволяет выявить глубинные причины патологии. Однако для лечения малышей этот метод не применяется.
Специальных медикаментов для лечения заикания не существует. Обычно медикаментозную терапию назначают только в качестве дополнительного лечения. Больному могут назначить следующие группы препаратов: транквилизаторы, ноотропные медикаменты, успокоительные средства, противосудорожные и гомеопатические таблетки.
Свою эффективность в избавлении от заикания показал точечный массаж. Он применяется в качестве успокаивающего метода воздействия.
Дыхательная гимнастика предусматривает формирование нормального речевого дыхания. Ребенок учится делать правильный удлиненный вдох, что позволяет ему запастись достаточным количеством воздуха для произнесения длинной фразы. Компенсировать дефекты речи помогут логоритмические занятия, которые предусматривают пение, мышечную релаксацию, артикуляционные упражнения, дыхательную гимнастику.
Огромное значение в лечении заболевания играет помощь родителей. Родителям необходимо набраться терпения и стараться соблюдать следующие рекомендации, которые помогут малышу избавиться от дефекта речи:
- Правильное общение. Нужно стараться разговаривать с ребенком спокойно, плавно, не спеша, выговаривать четко все слова. Желательно задавать ребенку вопросы, на которые он сможет дать простой ответ.
- Режим дня. Ребенку поможет справиться с болезнью полноценный сон (не меньше 8 часов), а также исключение в вечернее время компьютерных и активных игр.
- Правильное питание. Родителям стоит следить за рационом ребенка. В нем должна преобладать молочная и растительная пища. Ограничить необходимо сладости, соленые, жареные и острые продукты.
- Соблюдать охранный речевой режим. На ранних этапах лечения родителям стоит давать ребенку только знакомые ему книжки, не просить его пересказывать прочитанное или учить стихотворения. Оставить все эти занятия лучше на более поздний срок.
Взрослым пациентам гораздо сложнее избавиться от недуга, чем детям. Потребуется кропотливый труд и четкое соблюдение всех рекомендаций врача. Больной должен регулярно выполнять логопедические упражнения, вести дневник своих выступлений, а также стараться почаще проявлять инициативу в общении, чтобы избавиться от страха и чувства неполноценности из-за своего дефекта речи.
Патогенез заикания
В основе патогенеза заикания лежит неконтролируемое судорожное нарушение речи по типу системного нейромоторного сбоя. Оно в первую очередь связано с нарушением работы базальных ганглиев, которые регулируют длительность движений мышц и фонетической реализации элементов речи.
При заикании нарушается последовательность смены сигналов начала и завершения элементов речи:
- Если сигнал завершения предыдущего элемента недостаточно сильный, то он повторяется снова. Так развивается типичное клоническое заикание — повторение звуков и слогов.
- Если речевой аппарат получает команду озвучивать следующий звук, но при этом ещё не завершён предыдущий сигнал, то последовательность формирования речи приостанавливается и развивается тоническое заикание — паузы или растягивание звуков.
Появление заикания также связано с генетическими нарушениями. Начиная с 2010 года, исследователи из Национального института глухоты и других нарушений коммуникации (NIDCD) определили четыре различных гена, мутации в которых связаны с заиканием. К ним относятся ген 12-й хромосомы, а также гены GNPTAB, NPTG и NAGPA. Мутации в этих генах встречаются у 6 % заикающихся .
Вероятный патогенез заикания связан с перевозбуждением правого полушария головного мозга и межполушарными нарушениями ритмического компонента речи. При заикании возникает дезорганизация на уровне коры головного мозга. Из-за этого «усиливается» невербальный ритм речи, связанный с преобладанием работы правого полушария .
Но иногда, когда мысли «обгоняют» язык, возникает физиологическое заикание. В его основе лежит трудность в реализации речевого замысла в момент общения. Вероятный патогенез такого заикания — лингвистически слабая работа левого полушария мозга, которая проявляется в проблемах с реализацией запрограммированного смысла высказывания .
Читаем
-
В 2014 Австралийские врачи объявили о трех удачных попытках пересадки мертвых сердец по новой технологии. До этого момента к трансплантации были пригодны только еще бьющиеся сердца при фиксированной смерти мозга донора.
-
Люди заражаются коронавирусом воздушно-капельным путем и после прикосновения к загрязненным объектам, после чего у них развивается заболевание. Поверхности пластика и нержавейки — самые патогенные. Соблюдение гигиены рук поможет предотвратить развитие инф
-
Энергоинформационная терапия позволяет значительно уменьшить побочные эффекты от приема медикаментов и оптимизировать их подбор.
-
Успех имплантации зубов во многом зависит от вашего общего состояния, гигиены полости рта, плотности челюстной системы, опыта вашего ортопеда и выбранный им для работы производителя материалов.
-
Остеоартроз — заболевание суставов, является одной из форм артрита (поэтому его еще называют остеоартрит), при котором происходит разрушение (частичное или полное) хряща одного или нескольких суставов.
Еще по теме «Заикание у детей. Часть 1»:
Написали пробное итоговое сочинение
Заикание у детей. Часть 2. Девушки, если у кого-то есть учебник 5класс литература автор Коровина часть 1 (моё чадо принёс только вторую часть из библиотеки.)Пожалуйста, дайте принтскрин или ч-ниб со сказкой А.Т.Арсирия » Спор частей речи.
помогите по русскому плиз
Заикание у детей. Часть 2. Ребенок играет мячом и читает стихотворение С. Маршака «Мой веселый звонкий мяч». Став первым словом в год наш… Русский язык — терминология. Общая часть родственных слов называется КОРНЕМ.
Канал Disney запускает обновленную программу «Мама на 5+»
Замечательная новость для заботливых родителей! Начиная с 6 сентября по субботам в 10:45 зрителей Канала Disney ждут новые выпуски программы «Мама на 5+». Узнать много интересного и полезного о секретах воспитания детей телезрителям поможет новая ведущая передачи – актриса Анастасия Панина. Какие игры полезны для детей? Как подготовить малышей к школе? В какие секции стоит отдавать мальчиков, а в какие – девочек? Ответы на эти и многие другие вопросы поможет найти программа «Мама на…
Хелп! Мамы пятиклассников, помогите! что в литературе за5 класс (1ч-ть Коровина) за сказка
Заикание у детей. Часть 2. Девушки, если у кого-то есть учебник 5класс литература автор Коровина часть 1 (моё чадо принёс только вторую часть из библиотеки.)Пожалуйста, дайте принтскрин или ч-ниб со сказкой А.Т.Арсирия » Спор частей речи.
Заикание у детей
Заикание у детей. Логопедия. Детская медицина. Здоровье ребенка, болезни и лечение, поликлиника, больница, врач, прививки. Заикается на первые слоги. Так же буду благодарна за мысли куда бежать первым делом — логопед? невролог?
Заикание или что?
Заикание или что?. Речь. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. Сонька у меня так заикалась на первых >.
Русский, 4-й класс. Вопрос.
Заикание у детей. Часть 2. Девушки, если у кого-то есть учебник 5класс литература автор Коровина часть 1 (моё чадо принёс только вторую часть из библиотеки.)Пожалуйста, дайте принтскрин или ч-ниб со сказкой А.Т.Арсирия » Спор частей речи.
Заикание у ребенка_Штаты
Никогда не заикалась, хотя одно время говорила на 4 языках (изучение четвертого языка у нее прервалось 3 года назад, сейчас уже все забыла). Знаю много дву- и трехязычных детей, часть из них левши — ни одного с заиканием.
Заикание
Заикание. Ребенку сейчас почти 4,5 г. Месяца 3-4 назад стал заикаться — начинает говорить и по несколько раз повторяет первые слоги — ма-ма-ма-маленький например. Особенно сильно, когда взволнован, радостный, возбужденный.
заикание
заикание. Сын в 3 года стал заикаться. Хочется пообщаться с родителями, кто прошел через это и вылечился или наоборот. Не бойся, что вокруг будет среда с заикающимися детьми. Дополнительные занятия со специалистами делают просто чудеса.
Истерики, заикание — что делать?
Последнее время с нами происходит какой-то кошмар — я просто не узнаю своего ребенка. Началось все с того, что в октябре я вышла на работу, дочка (сейчас ей 2.5) осталась с няней. Никаких проблем не было — утром дочка махала мне ручкой, вечером радостно встречала. Няня нам очень нравится, у нее сложились прекрасные отношения с ребенком (тьфу-тьфу). Как-то незаметно начались проблемы с вечерним засыпанием — их я тоже объясняла тем, что дочка скучает, хочет как можно больше времени проводить со мной.