Ребенок не разлучается с современными гаджетами: когда бить тревогу?
Многие родители, замечая тот факт, что ребенок все больше и больше интересуется гаджетами, начинают волноваться, что у их чада зависимость. А когда нужно все-таки бить тревогу? Волноваться нужно, если ребенок перестает интересоваться реальностью и на все вопросы и просьбы родителей не реагирует или отвечает односложно: «Угу, ага, да»
В таком случае очень важно пойти на контакт с ребенком, поинтересоваться, чем он занимается, во что играет. Предложить малышу какое-то совместное занятие, например, поход в цирк или парк
Если ребенок уже в сознательном возрасте, то можно с ним договориться, предложив ввести хотя бы один день в неделю без гаджетов, а этот «свободный» день проводить как-то интересно и полезно. Только такими маленькими и осторожными шажками родители смогут вытянуть свое чадо из «объятий» современных технологий и привести его обратно в увлекательный мир реальности.
Делая вывод по всему вышесказанному, хочется отметить, что запрещать своим детям пользоваться современными устройствами не стоит. Все-таки мы живем в век технологий, и знания в этой области очень пригодятся в будущем. Главное, чтобы родители контролировали время, которое ребенок проводит с компьютером или планшетом. И не забывали, что нельзя подменять реальное общение с крохой никакими новомодными устройствами.
Темная правда о «цифровой зависимости»
Если вы беспокоитесь, что ваши дети слишком много сидят за телевизором, со смартфонами, планшетами и другими устройствами, вы не одиноки. В 2016 году организация Common Sense Media опросила 620 родителей и 620 их детей-подростков в США.
Около половины подростков подтвердили, что «чувствуют зависимость» от своих телефонов, и 59% родителей сказали, что считают своих детей зависимыми.
Но понимание слова «зависимость» в обществе отличается от его интерпретации среди ученых и врачей.
Например, при рассмотрении расстройств, вызванных употреблением психоактивных веществ (включая алкоголь, опиоиды и кокаин), в пятом издании «Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам» (DSM-5) зависимость определяется как расстройство спектра с различной степенью опасности.
Кроме того, «цифровая зависимость» по-прежнему остается спорным понятием, хотя недавно Всемирная организация здравоохранения включила «игровые расстройства» в свой кодекс болезней.
«Да, люди не знают меры в использовании цифровых устройств, но они перегибают палку и с множеством других вещей – едой, сексом, работой и физическими упражнениями, – считает психолог Крис Фергюсон (Стетсонский университет). – И возникает вопрос: в чем отличие чрезмерного увлечения именно цифровыми устройствами».
«Другими словами, человек уже имел депрессию, синдром дефицита внимания или что-то похожее, и только потом начал испытывать проблемы с игровой зависимостью», – говорит Фергюсон. И неясно, виноваты ли собственно новые технологии или они становятся просто способом уйти от реальности.
Фото: 20th Century Fox
«Людей привлекают забавные вещи, и некоторым людям трудно ограничивать себя в пользовании этими забавными вещами», – добавил он.
И все же все сказанное не отменяет потенциального вреда цифровых технологий, особенно для маленьких детей, считает Димитрий Кристакис, педиатр детской больницы Сиэтла.
«Мы много говорим о цифровой зависимости у детей старшего возраста и у взрослых, но, я думаю, она начинает формироваться в младенчестве», – считает Кристакис.
Время, проведенное у экрана, и развитие мозга у детей
Кристакис беспокоится не зря – от младенчества до дошкольного возраста дети буквально одержимы изучением причинно-следственных связей, и эта исследовательская фаза совпадает с периодом развития мозга.
Мозг моей дочери весил примерно 333 грамма при рождении, а к двум годам – уже примерно 1000 граммов. Это 300-процентное увеличение массы. Для сравнения, ее мозг вырастет всего лишь на 300 граммов за последующие 18-20 лет.
С рождения до 3 лет связи между нейронами в ее мозгу увеличатся в шесть раз. И постоянное взаимодействие с миром (в том числе электронным миром) – то, что формирует эти связи. Правда в том, что мы до сих пор не знаем, какова степень воздействия смартфонов и других сенсорных устройств на развитие.
«Я думаю, это тот самый вопрос на миллион долларов, – говорит Рейчел Барр. – Мы знаем очень мало».
Одна из проблем, затрудняющих исследование, – невозможность исследовать мозг детей с помощью МРТ, так как дети или боятся аппарата, или не могут лежать совершенно неподвижно внутри него.
Команда Рейчел Барр пытается с помощью специального устройства решить эту проблему. Дети до 5 лет надевают функциональное устройство инфракрасной спектроскопии (fNIRS), и специальные датчики измеряют активность мозга.
Система быстра, удобна и безопасна, поэтому команда Барр использует ее для работы с дошкольниками, чтобы измерить влияние различных устройств на их разум.
Но она только вводится в работу, поэтому получить представление о положительных и отрицательных моментах в использовании экранов можно, наблюдая за поведением ребенка.
С чего начинается зависимость от гаджетов, какой они наносят ребенку
Молодые родители начинают приучать детей к чудесам техники с самых малых лет. Телевизоры, планшеты, компьютеры, телефоны и многое другое – поглощает разум младенцев на стадии развития. Сейчас все чаще можно заметить, как молодая мама или папа вручает в руки ребенку гаджет, включает какую-нибудь игру или видео, и ребенок пропадает на неопределенное время, его целиком затягивает во все это. Как говорится, родителям хорошо и ребенок занят.
Но многие не понимают, какой вред они наносят этим своему чаду. Технологии отчасти заменили сказки и песни, которые с огоньком в глазах, рассказывали внукам бабушки и дедушки еще некоторое время назад. Сейчас же с самых малых лет начинает формироваться некая зависимость он техники.
Многие начали забывать, что дети – это чистый лист бумаги, которые впитывают в себя все, что слышат и видят. Высокая вероятность, что ребенок, который вырос в руках с телефоном, будет более замкнут в себе, менее общителен. Отмечается повышенная раздражительность, слабая концентрация и многое другое, что приводит к пагубному развитию личности.
Родителям никогда не стоит забывать, что детей нужно воспитывать, их надо учить новому, показывать, что правильно, а что нет. И, вручив в руки то или иное устройство, с надеждой, что малыш не потревожит какое-то время, сами того не понимая, вредят ему. Со временем ребенок становится все больше зациклен на играх, просмотре мультфильмов. Уроки его интересовать будут мало. Могут появиться проблемы с учебой
Что говорят ученые
Ученые из Национального института здравоохранения США выяснили, что у детей, которые часто и долго используют гаджеты, навсегда меняется структура мозга. На протяжении десяти лет они следили за 11 000 школьников девяти-десяти лет. Сканирование показало, что мозг необратимо меняется, а его кора становится тоньше.
К неутешительным выводам пришли и ученые из Канады. Они наблюдали за 2 500 малышей двух-пяти лет. Они проводили за телефонами свыше 17 часов в неделю. В итоге у таких деток умственные способности развивались медленнее, чем у ровесников, которые не были так увлечены гаджетами.
Корейские ученые выяснили, что подростки, зависимые от гаджетов, чаще испытывают тревогу, депрессию и другие психические расстройства. Они хуже спят, сильнее подвержены стрессу и даже набирают лишний вес.
О негативном влиянии гаджетов на умственное развитие говорят и российские ученые. Так, эксперт по психодиагностике детей Жанна Сафиуллина заметила появления страхов и фобий, смешения реальности и ухудшения успеваемости в школе при чрезмерном увлечении смартфонами и компьютерами.
Возможное негативное влияние гаджетов на детей
В последнее время все больше специалистов в области психологии и педиатрии изучают влияние гаджетов на детей. В ходе этих исследований было выявлено несколько неблагоприятных последствий чрезмерной увлеченности детей гаджетами. К таким моментам стоит отнести следующие отклонения в психологической и физической сфере:
Сильные расстройства нервной системы, которые часто сопровождаются заиканием, «неправильной» речью, нервными тиками.
Нарушения психики, которые проявляются самыми разнообразными способами. Чаще всего это агрессия, она возникает не только когда пытаются забрать гаджет, но и просто, если у ребенка что-то не получается, можно услышать от него слова, что ему хочется всех убить, перестрелять. Иногда дети начинают кидаться с кулаками на родителей и близких. Часто такие «игроманы» находятся особняком в группе детей или находят себе друзей по интересам, с которыми можно обсудить очередную стратегию. Ни о каком спорте, авиамоделировании или увлеченной прогулке с семьей можете не мечтать. Зависимый от гаджетов ребенок вряд ли выберет иное время провождения, это скорее им будет расцениваться негативно, как вынужденная разлука с любимой игрушкой.
В связи с нарушениями психики и работы нервной системы у ребенка пропадает нормальный сон, его могут часто мучить кошмары, появляется бессонница, чаще утром сын или дочка просто не могут подняться с постели, так как чувствуют себя «разбитыми». Справедливости ради, стоит отметить, что такое влияние оказывают не только гаджеты для детей, но их чрезмерное использование усугубляет текущие проблемы.
Нарушение процесса приема пищи – когда ребенок привыкает питаться только с включенными мультфильмами. Нет, это ведь так просто брать и «закидывать» малышу одну ложку за другой, пока он поглощен сюжетом мультяшных героев
Однако, детка в данный момент просто не чувствует вкуса пищи, не воспринимает голоден он или уже наелся! Поэтому на данный момент стоит особо обратить внимание родителей, бабушек, которые рады, что «запихнули» в ребенка много еды пока он смотрел мультфильмы, такое просто не допустимо. Для детей постарше мультики заменяются перепиской с друзьями или серфингом в интернете, что опять же влияет на качество переваривания пищи и ее количество.
Следующим пунктом здесь стоит отметить отставание в учебе и незаинтересованностью какими-либо увлечениями
Это вполне естественно, ребенок, который на протяжении пары часов увлеченно «жил» в виртуальном мире, вдруг попадает в реальный
У него только что напряженно работал мозг, нервная система, тело было натянуто как струна, ведь так важно было не проиграть в этой битве с виртуальным злодеем, и вдруг, детке приходится садиться за уроки или ему предлагают прочесть книгу, погулять – чаще всего ребенка это повергает в уныние! Ему ничего не надо, концентрироваться на чем-то он не хочет, да и после затяжной игры не может.
Детская зависимость от гаджетов! К сожалению, если данное слово раньше чаще всего применяли к наркоманам и алкоголикам, то теперь его все чаще применяют к игроманам. Вам хотелось бы услышать, что ваш ребенок зависимый? Это неприятно, горько и обидно, но для некоторых семей это реальный факт
К сожалению, для развития такой зависимости большинству детей достаточно пары тройки раз выдать планшет в неограниченное пользование, пока родители отдыхают после трудного рабочего дня. А потом все очень просто – возникает замкнутый круг. Взрослым, таким образом, удобно, ведь ребенок не дергает вас с бесконечным потоком вопросов и при этом детка не безобразничает, а вот он, сидит себе под присмотром – смотрит в «волшебный экран» и «хорошо», и удобно.
Кроме того, стоит отметить у детей, часто пользующихся гаджетами нарушение осанки, боли в районе шеи, так как находиться длительное время в не очень удобной позе перед компьютером не идет на пользу. Нарушение мелкой моторики рук, вследствие чего у деток возникают проблемы с подчерком, иногда в юном возрасте у любителей поиграть на компьютере начинают болеть суставы! И, конечно, сюда стоит отнести и нарушение зрения, ведь глаза у детей устают гораздо быстрее, чем у взрослых.
Зрение не становится лучше от постоянного контакта с экраном, а слух не становится лучше от наушников, которые становятся непременным атрибутом любого тинейджера.
Какое «рано» – еще слишком рано
Родители считают, что дети до 2 лет вообще не должны пользоваться смартфонами и планшетами. На самом деле последняя и часто цитируемая рекомендация Американской академии педиатрии касается возраста до 18 месяцев.
Однако новые исследования показывают, что все не так-то просто с возрастными ограничениями.
Недавно 25 семей добровольно позволили записывать для исследования короткие сеансы видеочата их детей с бабушками и дедушками на FaceTime, Skype и Google Hangouts
Детям было от 6 до 24 месяцев, но исследователи отметили, что дети «на удивление успешно» фокусировали внимание на другого человека (в данном случае, на бабушек и дедушек на экранах). В психологии это называется «совместное внимание»
Совместное внимание – основа для изучения языка, абстрактного мышления и множества других способностей, включая способ наладить эмоциональные отношения с дальними родственниками. Тот же эксперимент с видеочатом для детей от 12 до 25 месяцев показал, что интерактивные уроки намного полезнее для детей, чем просмотр предварительно записанного видео того же урока
Тот же эксперимент с видеочатом для детей от 12 до 25 месяцев показал, что интерактивные уроки намного полезнее для детей, чем просмотр предварительно записанного видео того же урока.
Одна из причин, по которой рекомендации не совпадают с исследованиями, заключается в том, что Американская академия педиатрии пересматривает свои рекомендации раз в пять лет, а технологии меняются гораздо быстрее.
Например, iPad был выпущен в 2010 году, и примерно в том же году Американская академия педиатрии опубликовала свои последние руководящие принципы.
Фото: Shayanne Gal/Business Insider
Сидение за компьютером приводит к ухудшению осанки и повышает риск развития ожирения и сопутствующих ему заболеваний
Дети, чье детство «воруется» гаджетами, менее физически активны, чем их сверстники, предпочитающие подвижные игры. Когда ребенок играет в планшет, он подолгу находится в одной позе, склонив голову вниз. В результате ухудшается осанка, появляется искривление позвоночника. Особенно в такой позе страдает шейный отдел.
Сидячий образ жизни приводит к еще одной проблеме — ожирению. Увлеченный гаджетом ребенок не контролирует потребление пищи. Он ест либо слишком быстро, либо слишком много, так как сконцентрирован на экране, а не на еде.
Совет обустройте для ребенка удобное для сохранения правильной осанки «рабочее» место и запретите использование гаджетов во время приема пищи (причем вам также не стоит нарушать это правило, ведь так вы подаете детям дурной пример). |
Положительное влияние гаджетов на детей
Что ж, последствий пользования гаджетами, как мы видим, предостаточно, но есть ли от них плюсы? Стоит ли вообще давать ребенку доступ до столь опасных приборов? Как мы знаем, во всем есть не только отрицательные, но и положительные стороны. Разберемся, что хорошего можно извлечь ребенку из пользования гаджетов, как правильно давать пользоваться этой техникой, чтобы она приносила пользу, а не вред! Ведь если не можешь предотвратить что-то — стоит это возглавить. Поэтому умные родители не запрещают, а просто минимизируют отрицательное влияние гаджетов на детей.
Безусловно, наличие компьютера позволяет осуществлять обучение, не выходя из дома – это удобно не только для школьников, но и для дошкольников. Масса развивающих заданий, когда малыш в игровой форме запоминает цвета, геометрические фигуры, буквы и много другой полезной информации
Важно и просто необходимо научить детей находить на самом деле информативные материалы, сайты. Например, не сражаться в танчики, а найти и прочесть краткую статью о лисах или других животных, которые его интересовали накануне.
По телевизору включайте одобренные вами мультфильмы и фильмы, а не мультсериалы типа «Губка Боб квадратные штаны» или «Котопес» (да, простят меня создатели данных «шедевров») с недалекими сюжетами
Учите своих детей извлекать пользу, объясняйте, что интернет это кладезь самой разнообразной информации, а какую стоит оттуда черпать – это уже решать ему.
Временные рамки пользования компьютером – важны! Вопрос использования гаджетов детьми стоит в том, с какого возраста и сколько по времени можно ребенку владеть «вожделенным» планшетом. Так детям до года желательно вообще не смотреть телевизор и не пользоваться другими техническими устройствами. И, кстати, когда телевизор включен фоном – для вас, и кажется, что ребенок играет рядом на полу и ничего не видит, это не так
Чаще всего боковым зрением детка также наблюдает быстро сменяющиеся кадры на экране, а кроме того слушает то, что вы смотрите, а значит его внимание становится рассеянным и ребенок перестает концентрироваться на своем основном занятии. Малышам от 1-4 лет тоже нежелательно давать в пользование компьютер
Однако в случае, если детку необходимо отвлечь, и нет больше других средств, допустимо нахождение перед экраном не больше 10-20 минут в день! Детям в возрасте 4-7 лет – 20-50 минут нахождения перед телевизором или компьютером за весь день! Кроме того желательно это время разбивать на небольшие кусочки по продолжительности, по 10-15 минут. В возрасте с 7-14 лет гаджет допустимо давать в использование на 60-80 минут в день, для тех, кто старше 14 лет не более двух часов в день. Но современная реальность диктует свои условия, ведь и большинство родителей сами считает проведенное ими за экранами время не минутами, а, к сожалению, часами.
Почему такие небольшие временные промежутки? Данные значения придуманы не просто так, они не взяты с потолка, это мнения не одного человека, а широкого круга специалистов в областях педагогики, педиатрии и психологии, это своего рода предельно допустимые нормы, на которые стоит ориентироваться. И в большинстве своем гаджеты для детей выпускаются с ограничительными и защитными функциями, настроив которые родители могут контролировать использование цифровых устройств их детьми. Если же встроенных настроек не предусмотрено — прекрасно справляются сторонние приложения для родительского контроля.
Из-за гаджетов снижается концентрация внимания и появляются нарушения сна
Увлечение гаджетами приводит к снижению познавательной деятельности и утрате ранее усвоенных знаний и практических навыков: зачем запоминать, когда в любой момент можно «загуглить» что угодно? У ребенка могут появиться
проблемы с концентрацией внимания, а дети, которые не могут на чем-либо сконцентрироваться, не могут нормально учиться. Более того, использование гаджетов в ночное время лишает детей крепкого сна, что сокращает время их отдыха и приводит к недосыпанию.
Исследование, проведенное некоммерческой организацией Kaiser Family Foundation, показало, что 60 % американских родителей не контролируют своих детей в использовании гаджетов, а три четверти детей имеют право пользоваться устройствами в своих спальнях. При этом специалисты из Лондонского университета Биркбек (Birkbeck University of London) обнаружили, что каждый дополнительный час использования планшета или смартфона среди детей в возрасте от шести месяцев до трех лет приводит к сокращению средней продолжительности сна на 15 минут.
Совет договоритесь с ребенком, чтобы он не использовал гаджет после определенного времени, придумайте для него более спокойную активность на вечер, например чтение или развивающие настольные игры. |
Гаджеты как замена родителей
«Но нельзя только гаджеты винить в изменениях, происходящих с детьми, — считает доцент департамента психологии НИУ «ВШЭ» Елена Чеботарёва. — Причина неприятностей — ослабление связей между родителями и детьми. У современных мам и пап нет возможности уделять детям достаточно времени. Нехватку родительского внимания подросткам восполняют смартфоны. Вырастающие в итоге «не такими» дети — побочный эффект этого восполнения.
Мне приходится наблюдать очень разных подростков. Многие из них рвутся погулять, но родители не пускают — страшно, некому проследить, нет времени познакомиться с друзьями, с которыми он гуляет. Лучше пусть в планшете ковыряется. Такие дети позже взрослеют, не стремятся к самостоятельности. Потому что, опять же, страшно. Вот и сидят подросшие дети в Сети, не зная, чем ещё занять себя.
Чтобы изменить ситуацию, запреты на использование гаджетов не помогут. Родителям надо напрячься, понять, чем интересуется подросток, и вывести на тропинку к другой жизни — показать, что в ней есть квесты, тематические вечера в кинотеатрах, экскурсии и т. д. Увы, во многих подобных историях чаще всего сдаются именно родители и идут по пути наименьшего сопротивления — отдают ребёнку вожделенный гаджет».
Как организовать знакомство ребенка с виртуальной реальностью
■ Установите разумные, но твердые правила в отношении сотовых телефонов, планшетов и других гаджетов в доме.
■ Уберите телевизор и подключенные к Интернету электронные устройства из спальни ребенка, при этом не забудьте о том, что у него должна быть удобная «рабочая» зона.
■ Никогда не используйте гаджеты, чтобы успокоить ребенка.
■ Разработайте план, согласно которому проводимое с гаджетами время чередовалось бы с другими, в том числе физическими активностями, а также с реальными играми и общением со сверстниками.
■ Установите в доме «комендантский час» для электронных устройств.
Фото: Tim Clayton — Corbis / Contributor / Getty Images, Roberto Machado Noa / Contributor / Getty Images, Education Images / Contributor / Getty Images, Ulet Ifansasti / Stringer / Getty Images, JGI/Jamie Grill / Getty Images.
Одинокие и депрессивные
Другая важная черта современных подростков — нежелание взрослеть и брать на себя ответственность. Вся их жизнь оказывается сосредоточенной в смартфоне или компьютере, поэтому выходить из дома, искать работу (можно же делать вид, что учишься) просто не нужно.
«У детей формируется такой тип мышления, что, если задача сложная и её не хочется решать, можно просто переключиться на что-то другое, — продолжает К. Хломов. — Например, надо написать эссе или сочинение, но ты просто находишь готовое сочинение, меняешь в нём какие-то слова, запятые — и всё. Зачем лишний раз напрягаться, если всё есть в Интернете? Таким образом подростки привыкают избегать ситуаций, когда им тяжело и нужно преодолевать трудности».
Добавьте к этому сокращённый сон. Многие подростки теперь спят меньше 7 часов (и телефон даже во время сна всегда под подушкой), тогда как норма — 9 часов. Недостаток сна приводит к ожирению и повышенному давлению, способствует развитию депрессии и тревожности. А учёные утверждают: существенные изменения в психическом здоровье появляются, когда человек ежедневно проводит в Сети больше 2 часов в день. И тут уж не до развития мозга.
Справедливости ради стоит сказать, что не все используют Интернет только для развлечений. Есть подростки, которые готовы применять Интернет и соцсети для образования. И здесь возможности тоже безграничны: онлайн-лекции университетского уровня, приложения, образовательные фильмы и т. д.
Кстати, вот и ещё факт: среди нынешних подростков стало меньше ранних беременностей. Снижение сексуальной активности тоже связано c любовью к гаджетам. Причём не только дети, но и взрослые стали менять близость и общение друг с другом на соцсети. Даже телефонные звонки всё больше устаревают: более удобным и корректным считается сообщить о чём-то в мессенджере или по электронной почте, особенно когда речь идёт о рабочих вопросах.
«В будущем одиночество, тревожно-депрессивные нарушения будут превалировать над остальными типами расстройств, — говорит К. Хломов. — Если общество 1980-х — начала 2000-х называли нарциссическим, обществом достижений, то следующий этап — общество диффузно-депрессивное. И одна из задач, которые выполняют гаджеты, — снижать наш уровень возбуждения, уровень тревоги, напряжения. Сейчас стало гораздо меньше конфликтов в метро: все просто уткнулись в свои телефоны, и вся тревога, напряжение утилизируются в мелкую моторику, в движения рук. Обычно, когда у детей переизбыток возбуждения, что для них нормально, особенно для трёхлетних, они бегают, кричат. Чтобы они могли уснуть, раньше их вечером водили на прогулки. А сейчас дают в руки планшет».
Что нужно делать, чтобы ребенок не стал зависим от телефона
Зафиксировано уйма случаев, когда такой подход к воспитанию, приводил к повышенной агрессии и жестокости детей. Помощь в такой ситуации способен предоставить только качественный детский психолог, который помогает ребенку заново найти себя и попытаться наладить восприятие окружающего мира таким, каким оно должно быть.
Педиатры и педагоги настойчиво рекомендуют ограничивать время, которое дети проводят вместе с электроникой. Доказано, что если приучать малышей с раннего возраста к компьютерам и прочему — то в будущем они могут стать пленниками этих изобретений. На сегодня существует уйма полезной информации и рекомендаций для родителей, способствующая предотвращать и не допускать пагубного влияния на развитие наших детей.
Если ребенок будет видеть мир не через монитор, и не будет пропадать в вымышленном мире, он сможет активно общаться со сверстниками, начнет любить проводить время с родителями, друзьями. Даже книжка даст ему больше, чем гаджет. Он научится сам фантазировать, что будет ему на пользу.
В заключении нужно отметить, что родители сами выбираем путь, по которому их наследники войдут в эту новую эпоху технологий и интернета. Воспитывать детей необходимо взрослым, а не говорящему монитору или красочному телефону.
Подведем итоги
В мире уже слишком много гаджетов и они продолжают прочно входить в нашу жизнь. Просто запретить детям их использовать – не вариант. Если они заменяют все подвижные игры, чтение книг и прогулки — это вредно, и спорить с этим мы не будем. Это глупо. Потому что современные гаджеты, используемые без меры, могут действительно нанести огромный вред и физическому, и психологическому здоровью ребёнка. Но ведь можно научиться извлекать и пользу от их применения.
Для этого нужно всего лишь соблюдать простые правила:
- Обязательно используйте функцию родительского контроля. Помимо того, что вы оградите ребёнка от нежелательного контента, вы ещё сможете установить и время использования гаджета. Не нужно спорить, ставить будильник и контролировать процесс. Ваши нервы сохранены, а психика ребёнка защищена от вторжения ненужных материалов и переизбытка времени игр.
- Помогите ребёнку найти полезные, развивающие приложения, которые соответствуют его интересам. Они смогут увлечь его, расширят его знания и отвлекут от бездумного просмотра видео ни о чём.
- Уделяйте как можно больше времени прогулкам, играм, совместному чтению книг и живому общению со своими детьми. Вы же понимаете, что виртуальный футбол и футбол со сверстниками или папой на стадионе – это совсем не одно и то же?
- Не разрешайте использовать гаджеты непосредственно перед сном, чтобы перевозбужденное состояние не стало помехой для полноценного сна.
- Не сидите без перерыва в своих телефонах и ноутбуках. Общайтесь друг с другом! Собственным примером показывайте, что гаджеты это всего лишь маленькая часть жизни.
Как бы мы не сопротивлялись тому, что гаджеты проникают в нашу жизнь, это неизбежно. Прогресс не остановить, да это и бессмысленно. Правильнее сделать так, чтобы дети адекватно оценивали их влияние и понимали, что не гаджетом единым жив человек.
Запрещать? Однозначно нет. Дозировать? Однозначно да. Наверное, где-то между этими двумя позициями и зарыта золотая середина. Запрещая, мы формируем комплексы: у всех есть, а у меня нет. Это травма. А детская травма самая сильная. Разрешая пользоваться телефонами и играть в планшет без меры, мы портим не только физическое здоровье, но и рушим психику. Мы уже взрослые и прекрасно понимаем, как влияют гаджеты на здоровье детей.
Как рассказать детям о вреде гаджетов? Поговорить с ними на равных, как мы разговариваем со своими друзьями. Запретами и криками вряд ли получится добиться чего-то адекватного. Мы не можем вернуться в прошлое, где самым ужасным гаджетом был домашний телефон, но мы можем научиться жить в новой реальности. Современные дети и гаджеты должны сосуществовать мирно. Пусть гаджеты будут, пусть они каждый год появляются новые. А мы, как родители, должны направлять детей и объяснять. Не всегда цена оправдана, не всегда есть смысл в покупке очередной технической новинки. Всему свое время и своя мера.
Теперь вы знаете всё про влияние гаджетов на детей и сможете сделать правильные выводы. Я уверена, что меня читают мудрые родители, которые обязательно найдут идеальный баланс между использованием гаджетов и полноценной насыщенной жизнью своих детей.