III. Эмоциональный ответ
1. Ответ соответствует возрасту и ситуации. Ребенок показывает соответствующую степень и тип эмоционального ответа, что проявляется в изменении выражения лица, позе или поведении
2. Эмоциональный ответ слегка нарушен. Ребенок неожиданно проявляет эмоциональный ответ несоответствующий по типу или эмоциональности. Временами реакции ребенка не имеют отношения к объектам или событиям, которые происходят вокруг него.
3. Эмоциональный ответ нарушен в средней степени. Ребенок проявляет определенные признаки несоответствующего по типу или степени эмоциональности ответа. Реакции могут быть задержанными по времени или чрезмерными и не относящимися к ситуации, ребенок может гримасничать, смеяться или проявлять ригидность, не выражая никаких эмоций по отношению к объектам или происходящим событиям.
4. Эмоциональный ответ серьезно нарушен. Ответы редко соответствуют ситуации, если ребенок находится в определенном настроении, это настроение изменить очень трудно. И наоборот, ребенок может проявлять широкий спектр эмоций, когда ничего не происходит.
II. Социализация
1. Кажется, что находится в раковине – вы не можете достучаться до него/нее:ДаИногдаНет
2. Игнорирует других людей:ДаИногдаНет
3
Практически не обращает внимание, если к нему/к ней обращаются:ДаИногдаНет
4. Не склонен к совместной деятельности:ДаИногдаНет
5
Зрительный контакт отсутствует:ДаИногдаНет
6. Предпочитает оставаться в одиночестве:ДаИногдаНет
7. Не проявляет привязанности:ДаИногдаНет
8. Не здоровается с родителями:ДаИногдаНет
9. Избегает контактов с окружающими:ДаИногдаНет
10. Имитация отсутствует:ДаИногдаНет
11. Не любит прикосновений/объятий:ДаИногдаНет
12. Не делится, указательный жест отсутствует:ДаИногдаНет
13. Не машет рукой `до свидания`:ДаИногдаНет
14. Непослушный/непокладистый:ДаИногдаНет
15. Испытывает приступы гнева, раздражительности:ДаИногдаНет
16. Недостаток друзей/нет компании:ДаИногдаНет
17. Редко улыбается:ДаИногдаНет
18. Не понимает чувств других людей:ДаИногдаНет
19. Безразличен, если ему выражают симпатию:ДаИногдаНет
20. Не реагирует на уход родителей:ДаИногдаНет
Скрининговые тесты
В качестве дополнительного метода классификации данного недуга можно применять группу скрининговых тестов, выявляющих наличие аутичных проявлений у взрослого или ребенка. Скрининговые тесты не являются основанием для утверждения окончательного диагноза, но способны сделать более объективной диагностику в домашних условиях и предоставить действенный повод для обращения к врачу-специалисту.
- Шкала Саймона Барон-Коган (коэффициент AQ) для определения аутичных симптомов у взрослых людей — включает в себя 50 вопросов. При значении AQ >= 26 — уровень аутических черт повышен, AQ >=32 свидетельствует о высокой вероятности заболевания аутизмом.
- Тесты, направленные на изучение познавательных особенностей, выявляют качества мышления, способности контролировать поведение и умение реагировать на эмоции окружающих.
- Тесты, предназначенные для выявления вторичных сопутствующих расстройств при синдроме Аспергера.
- M-CHAT, модифицированный тест для детей раннего возраста, заполняется родителями.
- Шкала C.A.R.S. — достаточно широко используемый инструмент при определении аутических черт. Данная шкала основывается на клинических наблюдениях за поведением ребёнка и может служить методом первичного скрининга симптомов заболевания. Тест предназначен для исследования детей в возрасте от двух до четырех лет.
- Тест ASSQ для диагностики детей и подростков от 6 до 16 лет.
Диагностика аутизма у взрослого человека
Для выявления признаков рассматриваемого недуга у взрослых можно использовать метод наблюдения. О возможном диагнозе может говорить проявление следующих признаков:
- избегание зрительного контакта, отсутствие или слабая, невыразительная мимика и жестикуляция;
- монотонная, невыразительная речь, ограниченный словарный запас;
- слабое развитие коммуникативных навыков;
- неумение распознавать эмоциональные состояния окружающих людей;
- невозможность выразить собственные эмоции и чувства, сложность в выражении и понимании абстрактных понятий;
- непонимание, либо игнорирование элементарных правил общения;
- отсутствие инициативы в беседе, неумение вести диалог;
- приверженность стереотипам, однотипным монотонным действиям и ритуалам, зачастую не несущим определенного смысла;
- острая реакция на малейшую перемену в жизни или ближайшем окружении.
Также актуально использовать тест под названием «Reading the Mind in the Eyes», цель которого заключается в обнаружении снижения понимания у взрослого человека с нормальным уровнем интеллекта.
Методика определяет уровень возможности испытуемого ставить себя на место оппонента и настраиваться на его психическое состояние. Тест состоит из 36 фотографий пар глаз, отображающих различные эмоции. Имея ограниченное количество данных (взгляд и область вокруг глаз), испытуемый должен дать информацию о внутреннем состоянии владельца глаз.
При диагностике большое значение имеет точность поставленного диагноза, так как синдром детского аутизма в некоторых своих проявлениях схож с другими нарушениями психического развития: ряд генетических заболеваний, ДЦП, детская шизофрения и т.д.
Для постановки заключительного диагноза необходимо решение консилиума врачей, включающего в свой состав детского психиатра, врача-невролога, психотерапевта, логопеда-дефектолога, педиатра, специалиста-психолога и других экспертов, деятельность которых направлена на изучение детей с особыми потребностями.
Рассмотренные в данной статье тесты могут быть использованы лишь для подтверждения подозрений, а не для постановки окончательного диагноза.
Определение заболевания предполагает опрос родителей и родственников ребенка, актуальна организация наблюдений за испытуемым в условиях разных бытовых ситуаций. Осмотр ребенка и наблюдение за ним должны проводиться в привычных для него условиях, в противном случае диагностическая картина может быть искажена из-за избыточного стресса.
На сегодняшний день еще не открыт способ полного преодоления этого сложного нарушения, но своевременно начатая комплексная лечебно-коррекционная и реабилитационная работа способны помочь ребенку частично снизить негативную симптоматику и достичь в ряде случаев приемлемой социальной адаптации.
III. Сенсорные навыки/Познавательные способности
1. Откликается на собственное имя:ДаИногдаНет | 2. Реагирует на похвалу:ДаИногдаНет |
3. Смотрит на людей и животных:ДаИногдаНет | 4. Смотрит на картинки (и телевизор):ДаИногдаНет |
5. Умеет рисовать, раскрашивать, мастерить:ДаИногдаНет | 6. Правильно играет с игрушками:ДаИногдаНет |
7. Выражение лица соответствует ситуации:ДаИногдаНет | 8. Понимает происходящее на телеэкране:ДаИногдаНет |
9. Понимает объяснения:ДаИногдаНет | 10. Осознает окружающую среду:ДаИногдаНет |
11. Осознает опасность:ДаИногдаНет | 12. Проявляет воображение:ДаИногдаНет |
13. Проявляет инициативу:ДаИногдаНет | 14. Умеет самостоятельно одеваться:ДаИногдаНет |
15. Проявляет любопытство, заинтересованность:ДаИногдаНет | 16. Смелый — исследует окружающее:ДаИногдаНет |
17. Адекватно воспринимает окружающее, не уходит в себя:ДаИногдаНет | 18. Смотрит туда, куда смотрят другие:ДаИногдаНет |
Источники
- http://baragozik.ru/4-6-let/kak-vyyavit-autizm-u-detej-do-6-let-priznaki-testy.html
- http://7psihozov.ru/autizm/diagnostika-i-testy.html
- http://onevroze.ru/test-na-autizm-kak-samostoyatelno-proverit-sostoyanie-rebyonka.html
- https://med-explorer.ru/psixologiya/test-na-autizm-u-vzroslyx.html
- https://apicorrection.com/test-na-autizm-atek
Source: yazdorov.win
Тест с электроэнцефалографом
Данный тест основан на измерении уровня электрического потенциала активности головного мозга. При экспериментальных исследованиях детей с поставленным диагнозом аутизма, обнаруживались схожие показатели активности коры головного мозга. Для подтверждения диагноза аутизм на электроэнцефалографии будет выявлена сниженная связь между отдельными отделами головного мозга. Точность данного теста около 90%.
Для подтверждения диагноза аутизма можно заниматься, как самопроверкой, используя в частности онлайн тестирование и метод наблюдения, так и обращаться за помощью к психологу, который будет проводить уже специализированные тесты
Важно знать, что скрининговые тесты дают только предварительное заключение, тогда как диагностические методы более точно описывают сложившуюся картину. Помните, окончательный диагноз сможет поставить только специалист, основываясь ни на одно показание, а на полную картину в целом
Если вы подозреваете, что у вашего малыша аутизм, не стоит расстраиваться раньше времени, проведите первичное тестирование и при необходимости обратитесь за помощью к специалисту, знайте аутизм — это ещё не приговор.
Предварительный просмотр:
Тестовые задания по разделу РДА
Автор-составитель: педагог-психолог Терещенко И.А.
1. Укажите название периода характеризующегося отдельными упоминаниями о детях со стремлением к уходам и одиночеству:
А)доканнеровский
Б)каннеровский
В)послеканнеровский
Г)донозологический
2. Термин «аутизм» предложил:
А) В. Ковалёв
Б) Д. Исаев
В) Э. Блейлер
Г) В. Каган
3. РДА был выделен как отдельный клинический синдром в:
А) 1943
Б) 1965
В) 1973
Г) 1989
4.Кто из ученых занимался проблемой РДА?
А) Л.С. Выготский
Б) А.Р. Лурия
В) В.Г. Петрова
Г) О.С. Никольская
5. Укажите вариант психического дизонтогенеза при РДА?
А) недоразвитие
Б) задержанное развитие
В) поврежденное развитие
Г) искаженное развитие
6. Причины возникновения РДА:
А) имеют органическое происхождение
Б) имеют соматическую природу
В) хроническая психотравмирующая ситуация, вызванная нарушением эффективной связи ребёнка с матерью
Г) до конца не выявлены, достаточно противоречивы
7) Возможно ли точное установление первичного дефекта при РДА?
А) возможно, при углубленном диагностическом обследовании
Б) возможно только при наличии комплексной диагностики
В) точное установление первичного дефекта при РДА невозможно
8. Выделите основной клинический признак аутизма:
А) эмоциональная лабильность
Б) стереотипность в поведении
В) беспокойство в движениях
Г) все варианты
9. Развитие психических функций аутичных детей имеет серьёзные искажения:
А) с младенческого возраста
Б) с дошкольного возраста
В) с младшего школьного возраста
Г) с подросткового возраста
10. Дифференциальный диагноз РДА может установить:
А) детский психолог
Б) врач педиатр
Г) врач-психиатр
Д) учитель – дефектолог
11. Установите соответствие
Типы поведения аутичных детей группа
А) как активное отвержение II
Б) полная отрешённость от происходящего III
В) чрезвычайная трудность организации общения IV
и взаимодействия
Г) как захваченность аутистическими интересами I
Правильный ответ: А — II ; Б — I ; В — IV ; Г — III
12. Интеллектуальное развитие аутичного ребёнка может находиться в пределах:
А) IQ от 70 и выше
Б) IQ 50 -70
В) IQ 20- 50
Г) все варианты возможны
13. Укажите, какие меры организации лечебно-реабилитационной работы могут осложнить состояние аутичного ребёнка:
А) периодические госпитализации
Б) дневной стационар
В) амбулаторное лечение
Г) все варианты возможны
14.Обязательные участники коррекционной работы с аутичным ребенком?
А) родители или лица их заменяющие
Б) врачи, психологи, логопеды
В) родители, врачи, психологи, логопеды, дефектологи и др.
15. Определите одно из первостепенных направлений коррекционной работы с аутичными детьми:
А) развитие ощущений и восприятия, зрительно-моторной координации
Б) отработка навыков владения собой в ситуации, травмирующих ребёнка
В) обучение детей приёмам саморегуляции, самообладания
Г) обучение ребёнка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения
16. Потенциальные возможности аутичного ребёнка быстрее проявляются при организации:
А) фронтальных занятий
Б) индивидуальных занятий
В) в малых подгруппах
Г) все варианты верны
17. Укажите программу детского образовательного учреждения – сада, которая наиболее приемлема в работе с аутичными детьми:
А) программа «Детство»
Б) программа «Детский сад – дом радости»
В) программа «Сообщество»
Г) программа «Триз»
18. Какая образовательная программа может быть рекомендована ребенку с РДА?
А) общеобразовательная
Б) программа специальной (коррекционной) школы VIII вида
В) программа специальной (коррекционной) школы V вида
Г) зависит от интеллектуальных особенностей, способов контакта с окружающим миром
19. Возможно ли получение профессиональной подготовки для лица с РДА?
А) невозможно
Б) возможно
В) возможно при наличии специализированной помощи на всех этапах жизненного становления
20) Назовите основные принципы организации коррекционной помощи аутичному ребенку
А) адекватное оценивание его реального «эмоционального» возраста с целью нивелирования выраженной эмоциональной незрелости
Б) точное определение доступного ребенку уровня взаимодействия с окружением
В) должны быть активно задействованы все его близкие
Г) варианты А, Б, В
Ранние признаки аутизма
аутизма
Симптомы аутизма у детей до 1 года
Симптомами аутизма у детей до года являются (частота встречаемости):
- нарушение или полное отсутствие зрительного контакта – 80 процентов;
- феномен тождества – 79 процентов;
- нарушение комплекса оживления – 50 процентов;
- патологическое отношение к близким родственникам – 41 процент;
- патологическая реакция на нового человека – 21 процент;
- патологическое отношение к словесному обращению – 21 процент;
- патологическое отношение к физическому контакту – 19 процентов.
Нарушение или полное отсутствие зрительного контактаФеномен тождествавводить прикормНарушение комплекса оживленияПатологическое отношение к близким родственникамПатологическая реакция на нового человекаПатологическое отношение к словесному обращениюглухотуоториноларингологуПатологическое отношение к физическому контактуСимптомы аутизма у детей до 3 летСимптомами аутизма у детей до 3 лет являются (частота встречаемости):
- нарушение общения с детьми – 70 процентов;
- привязанность к неодушевленным предметам – 21 процент;
- страхи – 80 процентов;
- нарушение чувства самосохранения – 21 процент;
- патология речи – 69 процентов;
- стереотипии – 69 процентов;
- особенности интеллекта – 72 процента;
- особенности игры – 30 процентов.
Нарушение общения с детьмиПривязанность к неодушевленным предметамСтрахиСтрахами детей-аутистов являются:
- шумы – шум электробритвы, пылесоса, фена, напора воды, звука лифта;
- яркие, резкие или блестящие цвета в одежде;
- атмосферные осадки – капли воды, снежинки.
Нарушение чувства самосохраненияпорезовушибовожоговПатология речиСтереотипииСтереотипиями при аутизме являются:
- стереотипные движения – ритмичные покачивания или раскачивания телом, сгибания пальцев, прыжки, повороты головы;
- стереотипные зрительные восприятия – пересыпания мозаики, включение и выключение света;
- стереотипные звуковые восприятия – шуршание пакетами, сминание и разрывание бумаги, раскачивание створок дверей или окна;
- тактильные стереотипии – пересыпание круп, гороха и других сыпучих изделий, переливание воды;
- обонятельные стереотипии – постоянное обнюхивание одних и тех же предметов.
Особенности интеллектаОсобенности игры
Что такое аутизм?
Аутизм, или расстройства аутистического спектра (РАС), – термин, используемый для описания группы расстройств развития центральной нервной системы.
Эти расстройства проявляются главным образом нарушениями в трех сферах:
К расстройствам аутистического спектра(РАС) относятся: детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Аспергера, органический аутизм и аутистическое расстройство. Все эти термины описывают разные проявления одного и того же нарушения. Аутизм часто сочетается с другими нарушениями.
Значительная часть людей с РАС (от 25 до 50%) имеют сопутствующую умственную отсталость, часто у них имеются расстройства моторики и координации, проблемы с желудочно-кишечным трактом, нарушения сна. Для людей с РАС также характерны особенности восприятия информации, трудности с концентрацией внимания и раздражительность. К подростковому возрасту примерно у 10–30% детей с аутизмом развивается эпилепсия.
У значительной части людей с аутизмом интеллект соответствует норме, нередко у людей с аутизмом есть удивительные способности в области зрительного восприятия, памяти, музыкального
слуха, математики и других наук. Некоторые люди с аутизмом находят себя в искусстве благодаря своему необычному взгляду на мир. Вопреки распространенному мифу, люди с аутизмом не стремятся жить в собственном мире, наоборот, многие очень заинтересованы в общении с другими, способны устанавливать глубокие эмоциональные связи с важными для них людьми, однако не имеют достаточных навыков для того чтобы общаться так, как это делают их сверстники.
Каждый человек с аутизмом уникален в своих проявлениях, и порой на первый взгляд сложно понять, что объединяет людей с расстройствами аутистического спектра. Некоторые (около 20–25%) так и не начинают говорить и общаются, используя альтернативные способы коммуникации (жесты, обмен карточками или письменный текст). Во взрослом возрасте им может требоваться много поддержки и заботы, они не могут жить самостоятельно. У других людей с аутизмом развивается речь и другие навыки социального взаимодействия, они могут посещать школу, поступать в высшие учебные заведения и работать.
Аутизм. Классификация
Аутизм у детей представляет собой нарушение психического развития, проявляется дефицитом взаимодействий в социуме и осложнёнными взаимосвязями с другими людьми. Таким деткам сложно понимать эмоции других, им трудно проявлять свои чувства.
Различают четыре типа аутизма:
- Синдром Аспергера. Такие дети практически не общаются, плохо владеют жестами, не проявляют свои эмоции мимикой. При этом у них сильно развито логическое мышление.
- Синдром Каннера. Деткам очень сложно находиться в обществе, они стараются изолировать себя от окружающего мира, замыкаются в себе. Речь у таких малышей слабо развита.
- Синдром Ретта. Характерен для девочек. Первичные признаки можно обнаружить ещё на седьмом месяце жизни. При этом синдроме наблюдается общая недоразвитость организма. Лечение практически не даёт положительных результатов.
- Атипичный аутизм. Данный тип свойственен деткам постарше (подростковый возраст) и взрослым. Развивается вследствие сильного травмирования головного мозга, или же после болезни, затрагивающей нервную систему. При этом нарушается речь, движения становятся беспорядочными, характерен пустой взгляд.
Самые ранние признаки заболевания
Обычно первые признаки аутизма выявляются к возрасту 2 лет. До этого возраста любые отклонения от нормы могут сгладиться и измениться в лучшую сторону. Но в 2 года малыш должен обладать самыми простыми навыками и понимать речь взрослого. Об этом можно судить по его ответным реакциям.
Давайте попробуем отметить все отклонения в поведении малыша, которые должны насторожить родителей:
- Ребенок не хочет смотреть вам в глаза.
- Говоря о себе, употребляет 2 или 3-е лицо.
- Постоянно повторяет одни и те же слова.
- Начал говорить, но отмечено постепенное пропадание речи.
- Отмечено мычание.
- Отсутствие интереса к играм.
- Отчуждение от ровесников.
- Игнорирование родителей.
- Постоянно трясет головой и качается.
- Встает на носки.
- Обгрызает пальцы и руки.
- Агрессивен и истеричен.
- Ударяет себя по лицу.
- Незнакомые люди вызывают у него страх.
- Боится звуков, вздрагивает от них.
Следует отметить, что если вы замечаете у своего ребенка некоторые из этих признаков, то это вовсе не означает обязательное наличие аутизма
Но все-таки обратите на ребенка внимание и покажите его специалисту
Многие родители интересуются, как определить аутизм у ребенка самим. Существует небольшой диагностический тест в основу которого легли три вопроса:
- Предпочитает ли ваш ребенок смотреть в одну точку, даже если вы пытаетесь показать ему что-то интересное?
- Указывает ли ваш малыш на какой-то предмет не с целью его получения, а для того чтобы, разделить с вами интерес к нему?
- Любит ли он играть с игрушками, повторяя жесты и реплики взрослых?
Если на все три вопроса вы отвечаете отрицательно, то это серьезный повод для подозрений. Если же вы ответили положительно, то, скорее всего, вы имеете дело с обычным отставанием в развитии речи, но никак не с аутизмом. Существует и американская практика выявления аутизма у детей. В США такое тестирование на аутизм проводится до 15 лет. Оно получило название «Проверка на аутизм для малышей».
Первая часть теста.
- Любит ли ваш ребенок сидеть на коленях или находиться на руках.
- Насколько он увлечен играми.
- Вступает ли в контакт с другими детьми.
- Происходит ли имитация действий в игре.
- Указывает ли он на предмет указательным пальцем.
- Приносит ли какой-то предмет для того, чтобы показать родителям.
Вторая часть теста.
- Укажите ребенку на предмет указательным пальцем и внимательно следите за его реакцией. Взор малыша не должен остановиться на вашем пальце. Ребенок должен взглянуть на предмет.
- Пронаблюдайте, смотрит ли ваш малыш вам в глаза.
- Попросите ребенка приготовить вам чай в игрушечной посуде. Насколько данное занятие вызвало в нем интерес.
- Дайте малышу кубики и попросите построить башню.
Если при большинстве заданий вы получите отрицательный результат, то уровень аутизма оказывается достаточно высоким.
Существует ряд интересных тестов по картинкам.
Оценка ADOS — это всего лишь один элемент диагностики РАС
Как правило, тест будет записан на видео – это поможет поставить более точный диагноз и предоставит возможность оценить состояние ребенка иным специалистам.
Поведению испытуемого дают оценку от 0 до 3. Ноль указывает на нормальное поведение, а три — наоборот.
Сумма индивидуальных оценок поведения — это общая оценка тестового модуля. Пороговые уровни для диагностики РАС могут варьироваться в зависимости от модуля и уровня возраста: 13 на модуле 3 могут быть совершенно нормальными для 8-летнего ребенка, но указывают на низкий уровень функционирования РАС для 19-летнего.
ADOS постоянно совершенствуется и изучается, что делает его более точным и полезным. Тест находится на втором пересмотре, дальнейшие исследования продолжаются.
Лечение аутизма
Методы лечения аутизма
Заболевание нельзя оставлять без внимания, так как оно способно прогрессировать и может привести к полной изолированности и сильной агрессии больного. Для начала необходимо подобрать индивидуальный подход к пациенту, став для него хорошим другом. После этого методом бесед и занятий на развитие мелкой моторики, интеллектуального толчка при помощи даже самых обычных мозаик и картинок постепенно будет повышаться уровень IQ.
При успешности лечения больной начнет идти на контакт с другими людьми и пытаться воспринимать поступающую информацию. Если это не помогло или не приносит необходимого результата, назначаются лекарственные препараты. При сильной тревожности и появлении панических атак больному назначат антидепрессанты.
Как помочь людям с аутизмом
Если у пациента проявляется сильная агрессия, ему стоит принимать нейролептики, которые способны подавить раздраженность, блокируя активность нервных окончаний. Но стоит понимать, что из-за этого больной может стать весьма медлительным и плохо воспринимать поступающую информацию. В таком случае назначат аналептики, которые повысят внимательность и возможность мыслительной деятельности.