Разрешенные продукты
- Рыба и морепродукты в отварном или запеченном виде.
- Говядина, курица или индейка также отварные или запеченные.
- Любые крупы, но предпочтение отдается цельнозерновым: бурый рис, гречневая, перловая, пшено, овсяная. Каши нужно готовить на воде, добавляя немного соли. Любители молочных каш могут готовить их с добавлением молока.
- Овощные и крупяные супы.
- Бобовые в любом виде, как основное блюдо или добавка к овощам.
- Куриные яйца в отварном виде.
- Бездрожжевой зерновой хлеб, черный и хлебцы с отрубями.
- Любые овощи и фрукты в сыром виде. Для салатов можно использовать любое растительное масло по вашему вкусу.
- Молочные продукты средней жирности.
- Различные растительные масла для заправки всех блюд и салатов.
- Орехи или семечки.
- Чай с лимоном, морсы, любые свежевыжатые соки, травяной чай, очищенная вода, компоты, настои ягод и плодов (облепихи или шиповника).
Белки, г | Жиры, г | Углеводы, г | Калории, ккал | |
зелень | 2,6 | 0,4 | 5,2 | 36 |
баклажаны | 1,2 | 0,1 | 4,5 | 24 |
бобы | 6,0 | 0,1 | 8,5 | 57 |
кабачки | 0,6 | 0,3 | 4,6 | 24 |
капуста | 1,8 | 0,1 | 4,7 | 27 |
капуста брокколи | 3,0 | 0,4 | 5,2 | 28 |
капуста цветная вареная | 1,8 | 0,3 | 4,0 | 29 |
лук репчатый | 1,4 | 0,0 | 10,4 | 41 |
морковь | 1,3 | 0,1 | 6,9 | 32 |
огурцы | 0,8 | 0,1 | 2,8 | 15 |
перец салатный | 1,3 | 0,0 | 5,3 | 27 |
редис | 1,2 | 0,1 | 3,4 | 19 |
салат | 1,2 | 0,3 | 1,3 | 12 |
свекла | 1,5 | 0,1 | 8,8 | 40 |
сельдерей | 0,9 | 0,1 | 2,1 | 12 |
соя | 34,9 | 17,3 | 17,3 | 381 |
спаржа | 1,9 | 0,1 | 3,1 | 20 |
помидоры | 0,6 | 0,2 | 4,2 | 20 |
топинамбур | 2,1 | 0,1 | 12,8 | 61 |
тыква | 1,3 | 0,3 | 7,7 | 28 |
фасоль | 7,8 | 0,5 | 21,5 | 123 |
чеснок | 6,5 | 0,5 | 29,9 | 143 |
чечевица | 24,0 | 1,5 | 42,7 | 284 |
шпинат | 2,9 | 0,3 | 2,0 | 22 |
авокадо | 2,0 | 20,0 | 7,4 | 208 |
апельсины | 0,9 | 0,2 | 8,1 | 36 |
гранат | 0,9 | 0,0 | 13,9 | 52 |
грейпфрут | 0,7 | 0,2 | 6,5 | 29 |
груши | 0,4 | 0,3 | 10,9 | 42 |
киви | 1,0 | 0,6 | 10,3 | 48 |
лимоны | 0,9 | 0,1 | 3,0 | 16 |
манго | 0,5 | 0,3 | 11,5 | 67 |
мандарины | 0,8 | 0,2 | 7,5 | 33 |
нектарин | 0,9 | 0,2 | 11,8 | 48 |
персики | 0,9 | 0,1 | 11,3 | 46 |
яблоки | 0,4 | 0,4 | 9,8 | 47 |
крыжовник | 0,7 | 0,2 | 12,0 | 43 |
смородина красная | 0,6 | 0,2 | 7,7 | 43 |
смородина черная | 1,0 | 0,4 | 7,3 | 44 |
грибы | 3,5 | 2,0 | 2,5 | 30 |
орехи | 15,0 | 40,0 | 20,0 | 500 |
кешью | 25,7 | 54,1 | 13,2 | 643 |
кунжут | 19,4 | 48,7 | 12,2 | 565 |
семена льна | 18,3 | 42,2 | 28,9 | 534 |
семена пажитника | 23,0 | 6,4 | 58,3 | 323 |
семечки подсолнечника | 20,7 | 52,9 | 3,4 | 578 |
гречневая крупа (ядрица) | 12,6 | 3,3 | 62,1 | 313 |
овсяная крупа | 12,3 | 6,1 | 59,5 | 342 |
овсяные хлопья | 11,9 | 7,2 | 69,3 | 366 |
пшенная крупа | 11,5 | 3,3 | 69,3 | 348 |
имбирь | 1,8 | 0,8 | 15,8 | 80 |
мед | 0,8 | 0,0 | 81,5 | 329 |
молоко обезжиренное | 2,0 | 0,1 | 4,8 | 31 |
йогурт натуральный 2% | 4,3 | 2,0 | 6,2 | 60 |
творог 0.6% (маложирный) | 18,0 | 0,6 | 1,8 | 88 |
творог тофу | 8,1 | 4,2 | 0,6 | 73 |
говядина | 18,9 | 19,4 | 0,0 | 187 |
кролик | 21,0 | 8,0 | 0,0 | 156 |
куриное филе | 23,1 | 1,2 | 0,0 | 110 |
индейка | 19,2 | 0,7 | 0,0 | 84 |
рыба | 18,5 | 4,9 | 0,0 | 136 |
рыба соленая | 19,2 | 2,0 | 0,0 | 190 |
кальмары | 21,2 | 2,8 | 2,0 | 122 |
мидии | 9,1 | 1,5 | 0,0 | 50 |
морская капуста | 0,8 | 5,1 | 0,0 | 49 |
масло льняное | 0,0 | 99,8 | 0,0 | 898 |
масло оливковое | 0,0 | 99,8 | 0,0 | 898 |
масло подсолнечное | 0,0 | 99,9 | 0,0 | 899 |
вода минеральная | 0,0 | 0,0 | 0,0 | — |
чай зеленый | 0,0 | 0,0 | 0,0 | — |
* данные указаны на 100 г продукта |
7 вредных советов Ксении Кравченко
Светлана Калинина, кандидат медицинских
наук:
1. Как и большинство псевдоцелителей,
Кравченко противопоставляет не только себя, но и самого
пациента официальной медицине. При этом, отторгая
пациента от лечащего врача, мотивируя расхожими доводами
(невозможность излечения хронических заболеваний,
платность медицины, большая нагрузка на персонал,
ограничения стандартов и прочее), взамен она ему дает
общие или прямо негативные рекомендации, подразумевая
необходимость прямого обращения к самой Кравченко.
В результате люди тратят время, которое
могли бы использовать на более эффективное лечение,
тратят деньги (доехать, поселиться, «пожертвование» за
прием, препараты, брошюры). А главное, убежденные в том,
что медицина не просто бесполезна, но и пагубна, они
тянут до последнего, а потом, когда медицина и правда
помочь не сможет, у них будет лишь лишнее подтверждение
«правоты» Кравченко.
2. Общие рекомендации по питанию,
распространенные и общеупотребимые, могут быть вредны
лишь при некоторых заболеваниях, в том числе
желудочно-кишечного тракта («голодные» язвы, гастриты с
повышенной кислотностью, сахарный диабет, энтероколиты).
В остальных случаях диеты помогают чувствовать себя
лучше. Это воспитывает доверие и к остальным,
значительно более опасным рекомендациям.
3. У Кравченко имеется собственная,
бредовая концепция физиологии человеческого организма.
Изложена она псевдонаучным языком (это один из приемов
составления рекламного месседжа), но практически
полностью не соответствуют действительности. Этим
Кравченко добивается сразу двух результатов. Во-первых,
люди незнающие «покупаются» на псевдонаучную лексику
(так врачи в сериалах разговаривают), монотонность речи
(стимулируются гамма-и дельта ритмы, что способствует
внушаемости) и вероятно индуцируются высказанным бредом.
При этом складывается ложное ощущение «причастности» и
«понимания», чего не дают и не могут дать учебники
официальные. Во-вторых, это еще больше настраивает
против медиков, которые «не знают такие элементарные
вещи».
4. Рекомендации по ограничению жидкости
и дополнительной солевой нагрузке при лихорадке крайне
опасны изменениями водно-электролитного баланса и
обезвоживанием.
5. Стрессовые иммуномодулирующие методы,
к которым призывает Кравченко — тот же прием
противогельминтного иммунностимулирующего препарата или
голод, конечно, могут дать временный эффект. Но резервы
организма не бесконечны. Такая повышенная нагрузка
приведет к срыву адаптации и снижению иммунитета (как
загнанная лошадь, он уже не реагирует на хлыст иммуномодуляторов).
6. Неоднозначные и не соответствующие
никаким принципам доказательной медицины медикаментозные
рекомендации негативно отражаются на функции печени,
усугубляя нагрузку на этот орган. Последствия этого
будут отдаленными, и пациенты их не свяжут с выполнением
советов Кравченко.
7. Прием йода может в такие огромных
дозах стимулировать заболевания щитовидной железы,
изменения гормонального фона.
Опасности уровня медицины XIX века
Протоиерей Максим Обухов, руководитель православного медико-просветительского центра «Жизнь», выпускник Первого Московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова (специальность — провизор):
Те, кто говорят о «методе оздоровления священномученика митрополита Серафима Чичагова», глубоко заблуждаются, так как такого метода не существует. Есть записки 35-летнего артиллериста Леонида Михайловича Чичагова (в будущем митр. Серафим, — ред.), вообще не являющиеся научным трудом. Это набор цитат, общих рассуждений о медицине, не представляющих сегодня иной ценности, кроме исторической.
Записки Чичагова были составлены за полвека до его смерти. Эти выписки из разных авторов, мысли самого Леонида Михайловича соответствуют уровню развития медицины середины XIX века и устарели уже к моменту издания, а многие идеи, там содержащиеся, были опровергнуты уже при жизни Чичагова, в начале XX века.
Второе заблуждение сторонников «метода Чичагова» состоит в том, что они забывают, что Церковь прославила его не за медицинские беседы, а за святость жизни и мученическую кончину; к увлечению медициной в молодости этот факт не относится.
Противопоказания
Система оздоровления, разработанная Серафимом Чичаговым, считается безопасной и безвредной для организма. Переход на новый режим питания, как правило, не приводит к осложнениям, и нормально переносится пациентами. Несмотря на это, существуют противопоказания, при наличии которых питание по системе Чичагова навредит.
- Эмоциональные нарушения. Серафим Чичагов тесно связывал физическую и психическую стороны здоровья человека, и считал их взаимосвязанными. Эмоциональность, раздражительность, проявления агрессии – первопричина развития болезни, однако при наличии таких расстройств человек не излечится в полной мере. Сперва необходимо духовное оздоровление, и только потом задуматься о физическом состоянии.
О духовной жизни и камнях в почках
Священник Максим Брусов, настоятель
Троицкого собора в городе Яхрома Дмитровского района
Московской области:
На сайт нашего храма в последнее время
регулярно стали приходить вопросы о деятельности врача
Ксении Кравченко. Люди, которых я не знаю лично,
спрашивали благословения на лечение по системе госпожи
Кравченко.
Очевидно, что вопрос изначально не по
адресу. Я не имею даже начального медицинского
образования, поэтому не считаю для себя возможным
«благословлять» или «не благословлять» людей лечиться по
данной весьма сомнительной системе. Но самое печальное в
том, что люди просто перекладывают решение жизненно
важных вопросов на священника. У меня создается
впечатление, что людям это просто удобно, и они, не
ломая себе голову, едут к «старцу» или пишут неведомому
им священнику за благословением, где найти жену, делать
ли хирургическую операцию, в какой институт поступать
сыну, лечиться или не лечиться.
Люди просто ищут, кому отдать себя в
духовное рабство, не желая при этом воспользоваться
дарами Бога — свободной волей, разумом и даром
рассуждения. То есть думать и оценивать ситуацию
человеку самому вроде бы уже не надо — ведь батюшка
благословил… И идут спрашивать благословение на все,
начиная от медицински необходимых процедур вроде
удаления миндалин или вопроса о том, делать или не
делать ребенку прививки (причем необходимость эту может
определить только врач, а не священник) до опасных вещей
вроде родов на дому или оздоровления по системе госпожи
Кравченко…
Это нездоровая и ненормальная практика.
Подобного рода заблуждения происходят из-за слабого
понимания людьми того, что есть Церковь и для чего она
существует. Можно подумать, что духовная жизнь в Церкви
нам даётся только для того, чтобы вывести из почек
камни. Но ведь, на самом деле, цель в том, чтобы
двигаться к Богу.
Оксана Головко
Православие и мир — 26.02.2013.
7 вредных советов Ксении Кравченко
1. Как и большинство псевдоцелителей, Кравченко противопоставляет не только себя, но и самого пациента официальной медицине. При этом, отторгая пациента от лечащего врача, мотивируя расхожими доводами (невозможность излечения хронических заболеваний, платность медицины, большая нагрузка на персонал, ограничения стандартов и прочее), взамен она ему дает общие или прямо негативные рекомендации, подразумевая необходимость прямого обращения к самой Кравченко.
В результате люди тратят время, которое могли бы использовать на более эффективное лечение, тратят деньги (доехать, поселиться, «пожертвование» за прием, препараты, брошюры). А главное, убежденные в том, что медицина не просто бесполезна, но и пагубна, они тянут до последнего, а потом, когда медицина и правда помочь не сможет, у них будет лишь лишнее подтверждение «правоты» Кравченко.
2. Общие рекомендации по питанию, распространенные и общеупотребимые, могут быть вредны лишь при некоторых заболеваниях, в том числе желудочно-кишечного тракта («голодные» язвы, гастриты с повышенной кислотностью, сахарный диабет, энтероколиты). В остальных случаях диеты помогают чувствовать себя лучше. Это воспитывает доверие и к остальным, значительно более опасным рекомендациям.
3. У Кравченко имеется собственная, бредовая концепция физиологии человеческого организма. Изложена она псевдонаучным языком (это один из приемов составления рекламного месседжа), но практически полностью не соответствуют действительности. Этим Кравченко добивается сразу двух результатов. Во-первых, люди незнающие «покупаются» на псевдонаучную лексику (так врачи в сериалах разговаривают), монотонность речи (стимулируются гамма-и дельта ритмы, что способствует внушаемости) и вероятно индуцируются высказанным бредом. При этом складывается ложное ощущение «причастности» и «понимания», чего не дают и не могут дать учебники официальные. Во-вторых, это еще больше настраивает против медиков, которые «не знают такие элементарные вещи».
4. Рекомендации по ограничению жидкости и дополнительной солевой нагрузке при лихорадке крайне опасны изменениями водно-электролитного баланса и обезвоживанием.
5. Стрессовые иммуномодулирующие методы, к которым призывает Кравченко — тот же прием противогельминтного иммунностимулирующего препарата или голод, конечно, могут дать временный эффект. Но резервы организма не бесконечны. Такая повышенная нагрузка приведет к срыву адаптации и снижению иммунитета (как загнанная лошадь, он уже не реагирует на хлыст иммуномодуляторов).
6. Неоднозначные и не соответствующие никаким принципам доказательной медицины медикаментозные рекомендации негативно отражаются на функции печени, усугубляя нагрузку на этот орган. Последствия этого будут отдаленными, и пациенты их не свяжут с выполнением советов Кравченко.
7. Прием йода может в такие огромных дозах стимулировать заболевания щитовидной железы, изменения гормонального фона.
„Генеральски снисходительно“
Архиепископ Серафим (Чичагов), 1912 год. Фото: chichagovs.narod.ru
Как и многие русские епископы, помимо пастырской деятельности, владыка Серафим принимал активное участие в общественно-политической жизни. Он был активным членом Русского Монархического Собрания, участвовал в деятельности интеллектуального штаба монархистов Москвы. В 1907—1909 гг. входил в состав Совета и позднее был избран одним из шести почётных членов этой старейшей национально-патриотической организации. В Орле, а затем в Молдавии он занимал посты почётного председателя местных отделов Союза Русского Народа…
И все же, на фоне традиционного русского епископата владыка Серафим определенно выделялся и своими талантами, и своей военной выправкой. Церковный историк А. Краснов-Левитин дал яркую характеристику владыки Серафима:
„…я ловлю себя на том, что невольно им любуюсь: яркая индивидуальность всегда импонирует. В нем не было ничего искусственного, натянутого, деланного. Он держал себя естественно и просто. Когда его облачали посреди храма, когда он стоял в полном облачении перед престолом, он держался так, как будто был один в комнате, а не перед несколькими тысячами человек, которые не спускали с него глаз. В его молчаливых повелительных жестах чувствовалась привычка командовать; служил он негромким старческим голосом, благословлял слабым движением рук, генеральски снисходительно шутил с духовенством. Также просто он говорил с народом: отчитает, отругает, почему плохо стоят, зачем разговаривают, почему поздно приходят к исповеди. Народ смущённо молчит… Потом: „Ну, ладно. Давайте помиримся“. И начинается проповедь“.
Архиепископ Серафим за фисгармонией и Ю.В. Сергиевский за пианино, Кишенев, 1913 год. Фото: novodev.narod.ru
За „генеральство“ и „черносотенные“ взгляды владыка Серафим не единожды пострадал. Во время революции 1917 года, под предлогом „борьбы с политическим реакционером за обновление общественной и церковной жизни“ большевистские власти выслали архиепископа Серафима из Тверской губернии.
Стремясь уберечь владыку от большевистской расправы, Святейший Патриарх Тихон за несколько дней до разгона Поместного Собора в сентябре 1917 года успел возвести архиепископа Серафима в сан митрополита и принять на заседании Священного Синода решение о назначении его на Варшавскую и Привисленскую кафедру, находившуюся на территории Польши.
Правила питания
Диета и режим питания составляют неотъемлемую и очень важную часть оздоровительной системы Серафима Чичагова. Основные принципы питания, положенные в основу этого метода, – простота и режимность.
Принципы питания по методике святителя Серафима:
- Переедание — один из главных врагов здоровья. Оно бессмысленно, к тому же чревоугодие – грех. Размер порции по объему – не более 2 сложенных вместе ладоней. Должно ощущаться легкое насыщение, а не дискомфорт в желудке.
- Не нужно голодать. Наоборот, кушать рекомендуется часто – через два-три часа.
- Приемы пищи должны осуществляться в светлое время суток. Считается, что с наступлением темноты и до рассвета желудок перестает активно вырабатывать пищеварительные соки. Категорически исключается еда после 18:00.
- Не пить в течение часа после и за час до еды. Любая жидкость разбавляет желудочный сок и вредит процессам пищеварения, вызывая гниение и брожение.
- Ограничение питьевого режима. Суточная норма употребления напитков – до 0,6 литра. Этого количества, согласно мнению митрополита Серафима, достаточно для нормального самочувствия. Остальную жидкость организм должен получать с едой.
Рекомендуется употреблять преимущественно продукты естественного происхождения с богатым содержанием натрия, калия и других незаменимых элементов:
- рыбу;
- яйца;
- мясо;
- свеклу;
- соленые огурцы;
- квашеную капусту;
- томатный сок;
- настоящий соевый соус;
- цикорий и т. д.
Распределение продуктов питания в течение дня:
- Завтрак. Принимать пищу рекомендуется через час после пробуждения. Православным христианам подобает начинать свой день не завтраком, а утренней молитвой. Оптимальный для первого приема пищи момент – 6 утра. Для завтрака больше подходит пища, содержащая много белков.
- Поздний завтрак. Для второго завтрака предпочтительна легко усваивающаяся пища. Рекомендуется есть фрукты, овощи, различные соленья. От хлебобулочных продуктов желательно отказаться – они значительно затруднят пищеварение.
- Обед. Днем желательно съесть первое блюдо (суп, борщ, щи и т. д.), сваренное на бульоне. На второе допускаются блюда из мяса или рыбы и овощи. На обед разрешается дополнить меню небольшим количеством черного хлеба.
- Ужин. Вечерняя трапеза должна состоять из продуктов, содержащих преимущественно углеводы. Это могут быть различные картофельные блюда или любые каши. Сахар и сладости не рекомендуются.
- В промежутках между основными трапезами разрешается перекусывать небольшими порциями легкоусвояемых продуктов.
Применение в повседневной жизни такого режима питания дает возможность быстро улучшить состояние здоровья. Проявления заболеваний становятся менее острыми и интенсивными даже без специального их лечения. Кроме прочего, приходит в норму функционирование мозга и психики.
От каких продуктов нужно отказаться
Желательно ограничить:
- Напитки. Чай, кофе следует заменить водой, молоком, соками, иван-чаем (кипреем), цикорием.
- Хлеб, квас и пиво. Эти продукты содержат дрожжи. Они запускают в кишечнике процессы брожения и гниения, за счет чего значительно усиливается газообразование. В результате: метеоризм, вздутие, отрыжка, боль и тяжесть в области живота.
- Спиртное. Подразумевается воздержание от любых видов спиртного. Спирт – это яд, загрязняющий кровь, разрушающий нервную и калечащий эндокринную систему и провоцирующий многие другие расстройства здоровья. Кроме того, пьянство, само являясь грехом, служит первопричиной множества других греховных мыслей, страстей и поступков.
- Сахар и кондитерские изделия. Сахароза способна изменять состав и вязкость крови быстрее других веществ. Поэтому желательно исключить употребление шоколада, конфет и кондитерских изделий. Уровень сахара можно поддерживать с помощью натурального меда, сладких фруктов и сухофруктов.
- Жирное и жареное. При термической обработке пищу лучше отваривать, парить или запекать. Следует избегать жареных блюд, особенно мяса или рыбы.
Переключение на новую диету лучше производить сразу. После недели адаптации, когда вполне вероятны неприятные ощущения, человек испытывает значительное облегчение, проходят привычные тяжесть в желудке, усталость, слабость и плохое настроение.
“Медицинские беседы”. Предисловие к изданию 1999 года
Предлагаемый вниманию читателя двухтомник “Медицинские беседы” принадлежит перу Леонида Михайловича Чичагова, человеку исключительных способностей и энциклопедических знаний.
Рано потеряв отца, Л.М. Чичагов воспитывался в своей семье матерью Марией Николаевной Чичаговой, писательницей и музыкантшей. После окончания 1-ой Санкт-Петербургской классической гимназии Л.М. Чичагов поступил в Императорский Пажеский корпус, который окончил по первому разряду в 1874 году, и был зачислен на службу в гвардейскую артиллерийскую бригаду Преображенского полка.
Однако, главным делом его жизни была не блистательная военная карьера, а служение Русской Православной Церкви, которой он посвятил себя, взойдя к самым высоким должностям в церковной иерархии и отдав за Веру свою жизнь. От митрополита Серафима остались “Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря”, послужившая канонизации преподобного Серафима Саровского, а также другие фундаментальные философские, богословские, и военно-исторические труды, масса проповедей, прославлявших Православие и человечность.
Следует отметить, что Л.М. Чичагов отличался необычной разносторонней одаренностью. Он был прекрасным музыкантом (композитором и исполнителем), талантливым художником. Сохранившиеся в Москве иконы его работы поражают высоким профессиональным мастерством. Желание максимально помогать страждущим привело Леонида Михайловича к занятиям медициной, которую он досконально и глубоко изучил, прежде всего, народную.
В этом смысле трудно переоценить значение “Медицинских бесед” Л.М. Чичагова, являющихся весьма своеобразным и интересным источником изучения истории популяризации медицинских знаний.
Подтверждением этого является опубликованная в журнале “Советское здравоохранение” (№ 8, 1984 г.) статья известного киевского профессора Ю. Н. Квитницкого-Рыжова, который, обстоятельно проанализировав значение двухтомного сочинения Л.М. Чичагова, выделил ряд его примечательных особенностей.
Во-первых, оно отличается от книг аналогичного предназначения, имевших строго утилитарную направленность, глубокими экскурсами в область теории и методологии медицины
К числу ключевых позиций автора относится пристальное внимание к вопросам истории медицины – как основе для решения практических задач сегодняшнего дня
Во-вторых, труд Л.М
Чичагова имеет четкую профилактическую направленность, уделяет внимание рациональным началам многовекового опыта народной медицины и ориентируется на фитотерапию
В-четвертых, автор со своей стороны пытается выдвинуть новые теории и создать собственную систему лечения.
Наконец, пятая особенность капитального труда Л.М. Чичагова связана с тем, что его автором является человек, не имевший медицинского образования, кадровый военный, руководствовавшийся соображениями высокого гуманизма. Несмотря на отсутствие диплома, Л.М. Чичагов широко занимался медицинской практикой в Петербурге и Москве. Число своих пациентов он сам определяет внушительной цифрой 20 000.
“Разнообразие интересов этого исключительного и талантливого человека достойно удивления. Изучая его труд, мы вспомнили о позиции “терапевтического нигилизма”, занятой И. Дитлем в первой половине XIX века и заключавшейся в протесте против потока лекарств и ставке на целительные силы природы. Такие же, по сути, взгляды независимо от И. Дитля высказал и самобытный русский мыслитель Л.М. Чичагов”.
Все это дает основание отнести “Медицинские беседы” к числу интересных историко-медицинских памятников конца XIX века. Но и сегодня, как и 100 лет тому назад, изучение народной медицины и ее истории позволяет воссоздать не только картину развития медицины, но и имеет практическое значение для таких отраслей медицинской науки как лекарствоведение и фармакология.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и во благо здоровья народа России благотворительный фонд дворянского рода Чичаговых при финансовой поддержке РАО “Норильский никель” осуществил переиздание “Медицинских бесед” Л.М. Чичагова, дошедших до наших дней лишь в сохранившихся по счастью единичных экземплярах.
Миссионерско-апологетический проект “К Истине” – 23.02.2013.
Суть системы
Митрополит Серафим был разносторонней личностью. Он значительную часть своей жизни посвятил творчеству: занимался иконописью, церковным пением, писал книги.
Получив врачебное образование, он занял должность практикующего терапевта. Его метод оздоровления основан на профессиональных познаниях в области медицинских наук, но в то же время подтверждает правильность как естественных законов природы, так и библейского взгляда на жизнь человека.
Митрополит Серафим полагал: не бывает лекарственных веществ от недугов. Никакие медикаменты не способны изменить естественного течения заболевания. Они только ненадолго убирают симптоматику, снимают обострения и тяжелые приступы болезни.
Святитель Серафим рассматривал патологии отдельно от пораженных ими органов, считая, что всякое расстройство здоровья коренится в нарушении состава крови и кровообращения.
Причины заболеваний
Здоровье по Чичагову, о чем можно читать в его книге «Медицинские беседы», обеспечивается преимущественно за счет праведного бытия человека. Митрополит Серафим считал причинами заболеваний людские грехи. Самочувствие портится пропорционально злодеяниям. Все нажитые хвори – воля Господа, имеющая естественнонаучное объяснение.
Любые страсти и греховные эмоции (похоть, гнев, зависть) воздействуют на функционирование желез внутренней секреции: порождают избыток одних гормонов и подавляют выработку других. Гормональный дисбаланс ухудшает пищеварение и вызывает расстройство метаболизма.
Нормализовать функции эндокринной системы и поддерживать кровь в надлежащем состоянии можно благодаря выполнению следующих принципов:
- Праведность. Батюшка Серафим настойчиво утверждал, что нужно прежде всего думать о нравственном здоровье собственной души. По его мнению, собственно совершение грехов вызывает все недуги, а жизнь в праведности и духовной чистоте способна превратиться в источник исцеления и счастья.
- Нормализация питания. Этот пункт подразумевает изъятие из меню вредных продуктов, трапезы в установленные периоды времени, уменьшение потребления жидкости, сбалансированный режим употребления углеводов, жиров и белков, регулирование количества йода, натрия и калия в рационе.
Это и составляет квинтэссенцию системы оздоровления организма Серафима Чичагова.