Артериальная гипертензия (АГ)
Стойкое повышение артериального давления (артериальная гипертензия, гипертония) чаще встречается у женщин. Это связано с частыми стрессами и лишней массой тела. При этом у престарелых лиц АД может быть стабильно высоким с большим разрывом между верхней и нижней цифрой (атеросклеротическое давление), при этом они не испытывают неприятных ощущений. При проявлении таких признаков, как повышение АД, головные боли, в пожилом возрасте могут развиваться нарушения мозгового кровообращения и инфаркт миокарда.
При резком повышении АД может произойти разрыв стенки кровеносного сосуда и кровоизлияние в мозг. При этом в зависимости от того, какие структуры были поражены, могут пострадать страдают движения, зрение, слух речь и другие функции. Геморрагические инсульты могут также сопровождаться тяжелым состоянием больного.
Чем помочь престарелому человеку с высоким АД? Прежде всего, нужно обратиться к врачу для назначения постоянных лекарств, поддерживающих нормальное АД. Такие средства подбираются индивидуально с учетом состояния всего организма
Важно: необходима диета (ограничение соли и высококалорийных продуктов), максимально возможная двигательная активность и избавление от лишней массы тела
Лечение расстройств
Лечение расстройства личности и поведения в зрелом возрасте полностью зависит от вида заболевания. У людей с инволюционными отклонениями достаточно большие шансы на успешное лечение, их недуги являются полностью обратимыми. Депрессии, ипохондрия, стрессы, паранойя лечатся психотерапевтом. У молодых людей часто все ограничивается сеансами психотерапии, но в престарелом возрасте практически всегда сеансы комбинируются с медикаментозным лечением. Это могут быть антидепрессанты, противотревожные и успокоительные препараты. Многие посещают групповые психотерапии. Чувство общности дает положительный результат в лечении.
Органические расстройства, вызванные какой-либо деменцией, необратимы. Существует множество методик и терапий, которые направлены на поддержание должного уровня жизни как можно дольше. Применяются различные препараты, которые помогают сохранять сознание, когнитивные функции. Большей проблемой является диагностика этих расстройств – признаки деменции путают с обычным проявлением старости, поэтому обнаружение болезней часто происходит уже на поздних стадиях.
Заболевания органов дыхания
При заболеваниях органов дыхания у людей старших возрастов также имеются свои особенности. Распознавание пневмонии тем труднее, чем старше больной. Температурная реакция у большинства больных слабо выражена или отсутствует. Нередко отсутствуют также колющие боли в груди, озноб. В клинической картине преобладают симптомы общего характера: потеря аппетита, слабость, апатия. У многих больных нарушена ориентация, наблюдаются и другие проявления интоксикации. Данные аускультации скудны и неотчетливы, укорочение перкуторного звука и усиление голосового дрожания могут отсутствовать.
Диагностика пневмонии у лиц старшего возраста должна основываться на проявлениях общих симптомов (цианоз кожи лица, губ, учащенное поверхностное дыхание, слабость, апатия), наличии предшествовавшего ОРВИ, а главное — на данных рентгенологического исследования и клинического анализа крови (лейкоцитоз, ускоренная СОЭ). Снижение иммунологической реактивности, хронический бронхит (особенно у курящих), обструктивная эмфизема, изменения сосудистой системы легких способствуют затяжному течению пневмонии, переходу в хроническую форму.
Выбор антибактериальной терапии при пневмонии у людей пожилого и старческого возраста затруднен из-за снижения выделительной функции почек и метаболизма лекарственных веществ в печени. Следует избегать применения токсичных антибактериальных препаратов, учитывать плохую переносимость пожилыми больными сульфаниламидных препаратов. Антибактериальную терапию следует сочетать с дыхательными аналептиками, сердечными гликозидами, при необходимости — антиангиозными и противоаритмическими препаратами. Широко надо использовать бронхолитические средства, фитотерапию, витамины, физические методы лечения.
Всегда ли нервное напряжение вызывает стресс
Как правило, нервное напряжение и стресс, в большинстве случаев, тесно связаны. Это обусловлено тем, что стресс является ответной реакцией организма на действие раздражителя, в основе которой лежит активация нервной системы, испытывающей в той или иной степени выраженное напряжение. Таким образом, в большинстве случаев, любая стрессовая реакция включает в себя напряжение как один из неотъемлемых компонентов.
Тем не менее, все же следует ответить на вопрос, всегда ли нервное напряжение вызывает стресс. Как правило, если под напряжением в этой ситуации подразумевается волнение, сопряженное с воздействием психогенных негативных или позитивных факторов, то решающее влияние оказывает их продолжительность.
Так, если воздействие имеет непродолжительный характер, то развивается короткая стрессовая реакция. Если же воздействие имеет большую продолжительность и обладает высокой интенсивностью, то, чаще всего, развивается постоянный психологический стресс со всеми негативными явлениями и нарушениями, которые его сопровождают.
Как помочь ребёнку справиться со стрессом?
Способ 1: игра
Первый и самый простой и одновременно действенный способ — помощь игрой. Если ребёнок готов вас принимать в свои игры, это очень хорошо. Проиграйте с ним травмирующую ситуацию. Пусть ребёнок выступит в роли обидчика или жертвы, в роли учителя, а не только ученика, станет ненадолго отцом или матерью семейства. Если ребёнок напуган или сильно расстроен чем-то, смоделируйте эту ситуацию в игре. Но теперь всё должно обязательно закончиться хорошо. При помощи игрушек подскажите малышу, как и что он мог сделать или как ему себя вести, если травмирующая история повторится.
Способ 2: искусство
Используйте лечебную силу искусства: слушайте с ребёнком красивую музыку, танцуйте под неё (только обязательно вместе), рисуйте, пойте, читайте книги. Всё это — прекрасная антистрессовая терапия.
Способ 3: шалости
Расслабьтесь и похулиганьте:
- Устройте весёлую возню, в ходе которой обнимайте и целуйте ребёнка.
- Подушечный бой – тоже действенный способ выплеснуть негативную энергию и снять стресс. В качестве замены громоздким и тяжёлым подушкам отлично подойдут лёгкие и безопасные мягкие кубики, которые продаются в отделах игрушек для самых маленьких.
- Наполните водой ванну и пускайте вместе кораблики.
- Просто полежите, обнявшись и болтая обо всём на свете, не отвлекаясь на дела, телевизор или телефонные звонки.
- Отправьтесь в лес и там покричите во всё горло.
Если ничего из вышеперечисленного не помогает, и ребёнок по-прежнему не пришёл в себя, то не тяните и обратитесь к врачу. Для начала можно сходить к педиатру. Он назначит обследование, которое поможет определить, в чём проблема. Пусть вас не смущает, что придётся проверить работу сердечно-сосудистой системы ребёнка, органов пищеварения и оценить гормональный фон. Малейшие отклонения в них тоже могут влиять на самочувствие и настроение малыша или школьника.
В случае, когда обследование не выявило никаких проблем, доктор направит вас к неврологу, психологу или психиатру. Не пугайтесь и ни в коем случае не пренебрегайте советом педиатра. Психиатр — это не страшный врач, один визит к которому ставит крест на светлом будущем ребёнка и ломает ему всю жизнь. Современная психиатрия — это не карательная система, врачи-психиатры способны помочь в самых разных случаях. И вовсе не обязательно малышу пропишут ударные дозы тяжёлых препаратов.
Имейте в виду, что даже если специалисты назначат медикаментозное лечение, лекарства не смогут выступить в роли волшебной палочки. Снять симптомы — не главное
Важно научиться жить так, чтобы ребёнок больше не страдал от стрессов. Поэтому желательно обратиться к психологам, которые научат самого «пострадавшего» и его родителей действовать так, чтобы больше поводов обращаться к врачам не было
Если ситуацию не запускать, то прогнозы специалистов весьма обнадёживающие: детский стресс обязательно сдаст свои позиции и перестанет отравлять жизнь ребёнку и его родным.
Заболевания сердечно-сосудистой системы
Ишемическая болезнь сердца. Сердечно-сосудистая система в первую очередь подвергается изменениям. Распознавание стенокардии и инфаркта миокарда у пожилых и особенно старых людей затруднено в связи со своеобразным течением ишемической болезни сердца. В этом возрасте значительно чаще наблюдается безболевая форма ишемической болезни сердца. Эквивалентом боли нередко является приступообразная одышка. Отсутствие жалоб на боли в ряде случаев может быть обусловлено изменениями психической сферы.
Гастралгическая форма инфаркта миокарда, которая у молодых людей выражается коликой, у людей пожилых и тем более старых обычно характеризуется лишь дискомфортом в эпигастральной области или в нижнем отделе живота, иногда с позывами на мочеиспускание. При локализации болей в грудной клетке, области шеи и особенно в плечевом суставе необходимо учитывать возможность нарушения коронарного кровообращения, которую нельзя исключить даже при неэффективности нитроглицерина. Поэтому в пожилом и старческом возрасте больше, чем у больных средних лет, диагностическое значение имеет оценка ЭКГ. Начало острого инфаркта миокарда у людей старших возрастных групп нередко носит инсультоподобный характер, что объясняется, главным образом, возрастными изменениями кровоснабжения головного мозга.
При анализе признаков инфаркта миокарда следует учитывать, что температурная реакция у больных пожилого и особенно старческого возраста обычно менее выражена, а нередко и полностью отсутствует. У них значительно изменена реакция крови: лейкоцитоз, повышение СОЭ. Инфаркт миокарда у пожилых и старых людей значительно чаще осложняется нарушениями ритма сердца (мерцательной аритмией, экстрасистолией), острой сердечно-сосудистой недостаточностью. Чаще возникают и явления сердечной недостаточности (преимущественно по левожелудочковому типу), в постинфарктном периоде может развиться и декомпенсация сердечной деятельности.
Как вы можете помочь своему ребенку?
Самый главный совет очевиден: сбавьте обороты. Вы как родители обязаны сделать все от вас зависящее, чтобы защитить детей от лишних проблем.
Ведь детский стресс не только отражается на самочувствии малыша, его последствия могут проявиться и во взрослом возрасте. Многие люди, страдающие от диабета или сердечно-сосудистых проблем, утверждают, что в детстве испытывали сильный стресс.
Базовые рекомендации для родителей по «антистресс» воспитанию
- В периоды беспокойства вы должны показывать пример самоконтроля. Не забывайте, что вы — основная ролевая модель для вашего ребенка. Именно на вашем примере он учится, как справляться со стрессовыми ситуациями.
- Культивируйте такие качества, как терпение, спокойствие и способность к рефлексии. Они помогут ребенку легче справляться с трудностями.
- Делитесь с ребенком проблемами (конечно, в разумных границах) и тем, как вы с ними справляетесь. Так вы поможете ему реалистично, но в то же время с оптимизмом смотреть на препятствия.
- Внимательно слушайте. Если вы уже заметили симптомы стресса, самое время поговорить по душам.
- Узнайте, что он думает о школе и своих занятиях.
- Помните, что каждый ребенок уникален. Уважайте его особенности и никогда не сравнивайте с другими детьми. Цените его способности и навыки.
Подумайте, ведь вы любите своего ребенка не за то, что он хорошо учится или ведет себя? Так дайте ему это почувствовать!
Кроме того, не ставьте перед ним непосильных задач. Любите его таким, какой он есть, со всеми особенностями и недостатками, и вы никогда не станете причиной его стресса.опубликовано econet.ru.
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! econet
Проявления стресса: вредные привычки и не только
Достаточно яркими примерами стрессовой ситуации для ребенка могут быть резкие смены привычного поведения, постоянная агрессия или плаксивость, изменение повседневных ритуалов или привычек (поздно ложится спать, не хочет ужинать и т. д.). Может возникать регресс в поведении по возрасту — появляются дурные привычки к сосанию пальца, капризы при уходе матери, появление энуреза, имитация нездоровья, проблемы с речью. Также могут формироваться новые вредные привычки к шмыганью носом, обкусыванию ногтей, дерганью за волосы и т. д.
Дети могут становиться необычно молчаливыми или излишне болтливыми, у них формируются проблемы с засыпанием и сном по ночам и в дневное время, возникают сложности в учебном процессе, хотя ранее он давался им легко. Может отмечаться нарушение концентрации внимания, появляются страхи и ночные кошмары, о которых малыши не хотят разговаривать, страдает аппетит и появляется стремление к обману.
Признаки стресса у детей
У детей стрессовое состояние часто связано не только с проблемами в детском саду или школе, но и с недостатком родительского внимания, кажущимся или реальным
И важно, чтобы близкие понимали, что происходит с ребёнком и могли вовремя помочь ему. А для этого обязательно нужно знать, как «выглядит» детский стресс:
Стресс в возрасте до 2 лет:
- Малыш раздражителен.
- Ребёнок отказывается от еды (причём он может как на самом деле терять аппетит, так и делать это демонстративно, «на зло»).
- Наблюдается ухудшение сна.
Стресс у дошкольников:
- Ребёнок становится более требовательным и вспыльчивым, чем обычно. Появляются или усиливаются/учащаются вспышки агрессии.
- Вполне самостоятельный до этого дошколёнок «впадает в детство», может коверкать слова, сосать пустышку, проситься на ручки и т.д. В тяжёлых случаях могут даже появиться проблемы с контролем мочеиспускания.
- Усиливаются детские страхи, в том числе и те, с которыми ребёнок уже успел справиться.
- Отмечается частое, резкое и необоснованное ухудшение настроения, слезливость.
- Возникают или усиливаются дефекты речи.
Стресс у младшеклассников:
Школьники быстро устают, жалуются на отсутствие сил.
Появляются или усиливаются ночные кошмары.
Учащаются и даже становятся постоянными капризы. Ребёнок ведёт себя вызывающе не время от времени, а ежедневно
На эту «примету» стоит обратить особенное внимание родителям спокойных до этого детей. Если капризы сохраняются в течение недели и долее, то можно говорить о стрессовом состоянии.
Дети жалуются на головные боли, тошноту, дискомфорт и боли в области сердца.
Ребёнок говорит о желании вернуться в дошкольное прошлое, ведёт себя как маленький.
Родители замечают частые попытки обмануть их.
Отмечается постоянное нежелание идти в школу и общаться с друзьями.
Появляется или усиливается замкнутость, ребёнок уходит в себя.
Обратите внимание на то, что чем старше дети, тем больше «примет» у стресса. С одной стороны, это хорошо — есть вероятность, что взрослые быстрее заметят неблагополучие. С другой плохо — легко спутать стрессовое состояние с простой усталостью, плохим характером и тому подобным
Поэтому нужно быть настороже и не отмахиваться от мимолётных подозрений. Имейте в виду, что вовсе не обязательно отмечается весь комплекс «примет».
Стрессоустойчивость
Стрессоустойчивость – это совокупность качеств, позволяющих детям, подросткам и взрослым правильно реагировать на непонятную ситуацию и находить выход из нее, но не все могут справиться со сложными стрессовыми ситуациями или уберечь себя от них. Когда ваш малыш впервые пошел в детский сад, школу или поехал в лагерь, новая обстановка и знакомства часто приводят к стрессу, дети начинают испытывать страх, застенчивость. Есть дети эмоциональные и общительные, а есть спокойные и стеснительные, в связи с этим у каждого свой уровень стрессоустойчивости.
Огромное влияние имеет окружение. Задача родителей объяснить ему, как вести себя в стрессовых состояниях.
Боли в спине и суставах
Эти болезненные ощущения также вызваны изменением обменных процессов, которые часто приводят к разрушению хрящевой ткани – основного амортизатора в костно-суставной системе. В результате разрушается костная ткань суставов и позвоночника и развиваются такие обменно-дистрофические заболевания, как остеохондроз и остеоартроз.
При остеохондрзе разрушаются межпозвоночные диски, травмируются проходящие в отверстиях позвоночника спинномозговые нервы, в результате появляются:
- боли в шее, спине, пояснице, отдающие по ходу нервов в конечности;
- болезненные ощущения и расстройства функции со стороны внутренних органов;
- со временем позвоночник полностью теряет свою гибкость.
При остеоартрозе разрушается хрящевая ткань, покрывающая поверхность входящих в сустав костей. Это приводит к появлению следующих симптомов:
болей при нагрузках на суставы, то есть, при ходьбе;
нарушению функции суставов.
Если у больного есть лишний вес, то боли будут сильнее.
Как обеспечить снятие стресса и успокоить нервы
Многих людей в современном мире интересует, как обеспечить снятие стресса и успокоить нервы. Это обусловлено, в первую очередь, ритмом жизни, высокими нагрузками и психоэмоциональным напряжением и наблюдается, как правило, уже при развитии таких симптомов, как головная боль, слабость и перемены в настроении.
В связи с этим, в интернете имеется большое количество информации о том, как обеспечить снятие стресса и успокоить нервы. Однако, большинство советов носит поверхностный и слишком общий характер, из-за чего они не позволяют полностью избавиться от неприятных ощущений.
Первое, что нужно сделать – добиться устранения стрессогенного фактора.
В дальнейшем, если не получилось самостоятельно достигнуть снятия стресса и успокоить нервы, рекомендуется как можно более быстрое обращение к специалисту. Это также связано с тем, что существенно повышается риск различных, в том числе летальных, исходов.
В настоящее время лечение острого и хронического стресса основано на комбинировании:
- симптоматического лечения (направленного на устранение бессонницы, эмоциональной боли, перепадов настроения);
- принципов психофармакологии (приема лекарственных препаратов, направленно влияющих на психические процессы);
- психотерапии (в основе которой лежит активная работа с психотерапевтом).
В соответствии с конкретной клинической ситуацией (возрастом и полом) подходы к лечению могут значительно варьироваться.
Чрезмерная спешка родителей вызывает детский стресс?
Современный образ жизни, когда родителям практически невозможно гармонично сочетать работу и семью, оказывает заметное влияние на детей. Чем же опасна такая постоянная гонка?
Дело в том, что в процессе физического, психического и эмоционального развития ребенок проходит через ряд этапов. Причем в каждом отдельном случае их длительность различается. Например, кто-то делает первые шаги в год, а кто-то в полтора. И это совершенно нормально, ведь все дети разные.
Пытаясь подогнать ребенка под усредненные стандарты, родители стремятся ускорить его развитие. Родственники и знакомые также вносят свой вклад, очень часто можно услышать от них: «А вот у знакомой дочка уже читает в 3 года!».
Затем начинается школа, которая сама по себе является серьезным испытанием: разлука с родителями, непривычное расписание, новый коллектив, сложные домашние задания… Родители, в свою очередь, требуют хороших оценок и поведения. Все это питает детский стресс.
Родители и проблемы детей: как быть?
Важно, чтобы родители понимали механизм стресса и те процессы, которые при нем происходят в организме детей. Под действием любых сильных влияний и чрезмерного напряжения, мозгом отдается команда на выделение в кровь гормонов стресса
На короткое время они мобилизует тело на борьбу и сопротивление. Если родители вовремя не устраняют психотравмирующие факторы, длительное воздействие гормонов стресса приводит к разрушительным влияниям на системы и органы тела. Так, мышечное напряжение в виде сжатых кулаков, прикушенных губ, сутулости или приподнятых плеч приводит к формированию привычки к такой позе. Ребенок ее не замечает, но при подобном явлении быстрее утомляется. Длительное напряжение тела приводит к дефициту кислорода в тканях и нехватке питательных веществ для обменных процессов. Это приводит к расширению сосудов, повышению давления, отечности тканей. В тканях, обедненных кислородом и питанием, копятся промежуточные, недоокисленные продукты отмена, которые приводят к самоотравлению организма, анемизации, истощению.
Также должны помнить родители и о негативном влиянии стресса на иммунитет и вилочковую железу. Продолжительный стресс нарушает ее функции, что приводит к снижению образования лейкоцитов и лимфоцитов, защищающих организм от инфекций и опасных веществ. Дети в стрессе часто болеют, дольше не выздоравливают и имеют хронические очаги инфекции. Родители безуспешно ходят с ними по врачам, не видя истинных причин проблемы.
Важно понимать, острый и короткий, положительный стресс мобилизует организм, помогает в борьбе с инфекциями и усиливает обменные процессы. По такому принципу работает закаливание
Но если стресс стал постоянным, изо дня в день он влияет на детей, это приводит к истощению ресурсов тела.
Причины стресса у детей младшего школьного возраста
Причинами стресса у детей в возрасте от 5 до 10 лет обычно бывают напряжённые отношения с одноклассниками или учителями в школе, неудачи в учёбе и конкуренция внутри класса.
В этом возрасте ребёнок уже осознаёт, что он в чём-то уступает другим: кому-то в талантливости, кому-то в красоте, кому-то в успешности в учёбе, кому-то в популярности в классе. Но он ещё не достаточно взрослый, чтобы понять, что такое положение вещей является нормой, что невозможно сразу во всём быть лучшим. Вследствие этого, большинство детей младшего школьного возраста переживают серьёзные стрессы, причём каждый из них в стрессовом состоянии ведёт себя по-разному: кто-то пытается стать самым умным, с головой погружаясь в книги и забывая друзей, кто-то не хочет тратить силы на изменение себя, избирая тактику унижения других и т.д. Вот почему среди причин стресса у детей младшего школьного возраста на первых позициях находятся издевательства и оскорбления в школе.
Причиной стресса может быть и внутренний конфликт. Он возникает, когда ребёнок раскаивается в совершении плохого поступка, начинает винить себя, решает, что он сам плохой, злой и безнадёжный.
Также причиной стресса у детей на данном возрастном этапе может стать просмотр шокирующей телевизионной программы или волнующего ролика в Интернете. Дети младшего школьного возраста очень впечатлительны, а потому, услышав новости о военных действиях, о природных катаклизмах, о террористических актах, они начинают бояться за свою жизнь и жизни близких людей.
Другими причинами стресса у детей в этом возрасте являются: контрольные работы и переводные экзамены в школе; постоянные упрёки со стороны родителей и учителей за плохую успеваемость; знакомства с новыми людьми; возрастные физиологические изменения и т.д.
Лучшее на портале
Вопросы педиатру-инфекционисту
Ответы педиатра-инфекциониста Макиной Натальи Павловны на вопросы которые нам присылают.
Педиатр-инфекционист о коронавирусе
В сложившейся сейчас обстановке хочу поговорить с вами о карантине.
Все вы знаете, что в мире объявлена пандемия. Множество стран охвачено эпидемией коронавирусной инфекции.
Коронавирусная инфекция COVID-19 — инфекция молодая, а это значит, что учёные и медики узнают о ней постепенно. Инфекция поражает людей, распространяется по планете, а учёные изучают ее, делают выводы, учатся бороться с ней. По данным уже имеющейся статистики, как вы знаете, дети гораздо меньше подвержены этой инфекции. Но и они болеют. И известно на сегодняшний день о 2 случаях гибели детей от коронавирусной инфекции COVID-19 в Китае. Так же, дети, инфицированные этим вирусом, могут стать источником заражения своих бабушек и дедушек. Конечно же, мы должны стараться этого избежать.
Сюжет на канале РБК
На канале РБК вышел сюжет о сервисе БабушкаНаЧас. Смотрите интервью с основательницей сервиса Натали Линьковой.
Няня моей мечты
Какая она – идеальная няня? Строгая, пунктуальная, всегда элегантная и собранная. Получился образ, знакомый всем – это же Мэри Поппинс.
А может, лучшая няня для малыша – седовласая, улыбчивая, с мягкими теплыми руками. Похожая на родную бабушку. Наверное, такая была Арина Родионовна, еще один знакомый всем образ.
Я запомнил, как мы играли в пиратов!
А что мы знаем о тем, с кем будем проводить так много времени? Есть общие сведения, правила, но ведь каждый из них – это уже личность! Индивидуальность со своим набором качеств. Сегодня мы решили поговорить о том, какие няни всем нам нужны, с тем, кто непосредственно с ними и общается – с ребенком.
Знакомьтесь, это Ярик. Ему девять лет.
Курсы «Бабушка на час» станут доступны онлайн
С марта обучение на курсах проекта «Бабушка на час» можно будет пройти онлайн. Это стало возможным благодаря поддержке Комитета общественных связей Правительства Москвы (https://www.mos.ru/kos/) и победе Сервиса «Бабушка на час» (https://babushkanachas.ru) в конкурсе грантов Мэра Москвы
Решаем вечную женскую проблему «нечего надеть»
Каждая женщина хочет быть красивой. Годовалые малышки уже пытаются надеть на голову бантик, а на руку браслет, чтобы стать «как мамы» — сногсшибательными! И любуются собой в зеркале. Бабушка, которой на днях исполнилось 80 лет, продолжает делать завивку, красить волосы, носить яркие бусы и платья, не смотря на все жизненные беды и трагедии, которые ей пришлось пережить.
Обязательно для нянь – стажировка в игровой коворкингах «Мама работает»
Одно дело – теория. Совсем другое – применение ее на практике. То же касается и учеников Школы подготовки нянь «Бабушка на час». Прослушать курсы могут практически все, но готовы ли бабушки непосредственно к работе с детьми? Ведь на обучение приходят не только бывшие педагоги и воспитатели, но и инженеры, и юристы, и представители других, совсем «не детских» профессий.