Теоретические основы
Арт психология признает, что изначально коррекция искусством опиралась на психоаналитические теории известных ученых: З. Фрейда и К. Г. Юнга. По их мнению, законченный результат творчества (рисунок, скульптура, инсталляция) выдает неосознаваемые психические состояния личности. Поэтому арт психологические концепции могут определяться с позиций психоанализа.
Бытует мнение, что сама методика и ее название придуманы художником Адрианом Хиллом
Он учил рисованию больных туберкулезом и обратил внимание, что занятия изобразительным искусством отвлекают их от переживаний, тем самым оказывая целительное воздействие. В частности, пациент освобождался от признаков психического расстройства и тревоги посредством рисунка
Тогда же арт терапевтические методики стали использоваться в образовании, так как педагоги заметили, чем больше ребенок занимается художественным творчеством, тем заметнее становится прогресс в его когнитивном и эмоциональном развитии.
Примеры арт-терапевтических методик
Самый частый вопрос, который задают клиенты арт-терапевту: «Что делать, если я не умею рисовать/лепить/танцевать и прочее?». Дело в том, что задача «сделать красиво» не ставится, нужно сделать так, как получается и, главное, свободно и от души. Дело не в эстетической ценности творения, а в самовыражении посредством искусства.
Одна из методик арт-терапии является ярким подтверждением вышесказанного. Она называется «Каляки-маляки». Арт-терапевт просит клиента совершенно свободно и бессмысленно водить карандашом по листу бумаги. Модификации этой техники: рисование руками и телом, когда человек делает с лисом бумаги и красками все что только придет ему в голову.
Задача клиента состоит в разглядывании осмысленных образов в нарисованных каракулях. Когда образ или образы будут найдены, они развиваются, то есть выделяются контуром, дорисовываются, зарисовываются и так далее. Затем арт-терапевт просит клиента составить короткий рассказ или описание рисунка.
Это упражнение можно выполнять дома, самостоятельно, причем в очень интересной форме – форме ведения «дневника каракулей». Завести тетрадку, в которой каждый день вечером рисовать каракули. По истечении недели можно проанализировать как изменялись каракули и составить рассказ о прошедшей неделе.
Еще одна высокоэффективная методика, которую можно провести дома называется «Творческий мусор». Пожалуй, у каждого человека дома хранятся мелочи, которые, по сути, являются мусором, но выбросить их жалко. Среди таких мелочей есть вещи, которые раньше были ценными и связаны с далекими негативными воспоминаниями, которые нужно отпустить: обидами, разочарованиями, неудачами, страхами, неуверенностью в себе и прочее. Это могут быть записки, кусочки ткани, засохшие цветы, старые календари, испорченные украшения и прочее.
Задача: из таких вещей составить композицию, то есть прикрепить все к листу бумаги, ткани или сложить в конструкцию. Делать это нужно не торопясь и не задумываясь, а просто так, как хочется. После этого каждую вещь нужно поблагодарить за бесценный жизненный опыт, связанный с ней. Нужно сказать «спасибо» всему, что было в прошлом и попрощаться с этим. Так же нужно попрощаться и с изготовленной композицией, в идеале ее нужно сжечь.
Методика «Коллаж» напоминает детскую аппликацию. Понадобится лист бумаги, ножницы и клей. Приклеиваться могут изображения из газет, журналов, рисунки, фотографии, в том числе личные, а также природные материалы. Ограничений нет никаких, кроме заданной темы («Я», «семья», «мужчина и женщина» и прочие). Можно вырезать и крепить как угодно, дорисовывать и подписывать изображения. Анализировать полученный коллаж нужно опираясь на такие параметры: размер и положение элементов, выбор цвета, сюжет, порядок, гармоничность и прочее.
Подводя итоги можно сказать, что арт-терапия – это способ на символическом уровне выразить содержание внутреннего мира личности посредством рисования, лепки, танца и прочих видов искусства и творчества, а в результате получить внутреннюю гармонию и психологическое благополучие.
Для всех кто интересуется арт-терапией как профессионально, так и для самопомощи, издается множество чудесных книг. Вот некоторые из них:
- А. Копытин «Арт-терапия — новые горизонты»
- А. Копытин «Арт-терапия женских проблем»
- А. Копытин «Арт-терапия детей и подростков»
- Г. М. Ферс «Тайный мир рисунка. Исцеление через искусство»
- Т. Зинкевич-Евстигнеева «Игра с песком. Практикум по песочной терапии»
- Т. Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии»
- М. Шевченко «Психологические цветовые и рисуночные тесты для взрослых и детей»
- В. Никитин «Арт-терапия. Учебное пособие»
Ждем Вашей оценки
Механизм действия арт-терапии
Арт-терапия в ее активном виде позволяет человеку проявить то скрытое, что мешает ему жить, в символических образах. Что бы человек ни создавал, он воспроизводит себя, свои мысли и чувства, и это позволяет, с помощью расшифровки, понять то, что его беспокоит. Когда проблема обозначена, она наполовину решена – известное утверждение, справедливость которого подтверждают психотерапевты, с успехом практикующие данное направление. После выявления «демонов» они могут быть изучены и проанализированы с помощью психотерапевта, и, как правило, на этом этапе происходит избавление от них, проблема теряет свою остроту, а иногда исчезает полностью.
Пассивная арт-терапия, когда человек выступает в роли созерцателя чужих произведений, имеет иной механизм воздействия – эмоциональный. Предметы искусства, так же, как и музыка, это невербальное средство передачи информации, возможность сопоставить свои эмоции с эмоциями других людей, анализируя чужое творчество почувствовать свое созвучие с ним, получить заряд позитивной энергии тогда, когда она остро необходима.
1.7. Особенности песочной терапии с детьми
Песочная терапия с детьми
В процессе песочной терапии могут корректироваться некоторые неадаптивные установки и иррациональные представления. Один из основных механизмов позитивного воздействия песочной терапии основан на том, что ребенок получает опыт создания маленького мира, являющегося символическим выражением его способности и права строить свою жизнь и свой мир собственными руками.
Применение песочной терапии предполагает следующие стадии игры с песком:
-
Хаос. Эта стадия отражает эмоциональное смятение и хаос, доминирующие в жизни ребенка. Происходит постепенное отреагирование болезненного эмоционального состояния и освобождение от него. Многократное символическое повторение психотравмирующей ситуации позволяет изменить к ней отношение. Эта стадия может продолжаться от одного до нескольких занятий.
-
Борьба. В песочницу переносятся внутренние конфликты: агрессия, тревога, реальные конфликты и взаимоотношения и пр. По завершении этой стадии появляются первые признаки уравновешенности (например, герой, который побеждает «силы мрака»).
-
Гармония. Жизнь возвращается в нормальное русло. Восстанавливается порядок и равновесие.
В процессе игры драматизация освобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в психике любого ребенка.
Таким образом, данный метод позволяет гармонизировать (упорядочить) внутренний душевный хаос, господствующий в душе ребенка, посредством:
-
проработки психотравмирующих ситуаций на символическом уровне;
-
отреагирования негативного эмоционального опыта в процессе творческого самовыражения и игры;
-
расширения внутреннего опыта за счет соприкосновения с глубинными уровнями психики и укрепления сознательного «Я»; изменения отношения к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим моментам и в целом к своей судьбе;
-
укрепления (или пробуждения) доверия к миру, развития новых, более продуктивных отношений с ним.
Расписание тренингов и семинаров32
22 апреля |
Тренинг Владимира Козлова «Дыхание — Музыка — Движение» 5 дней Москва |
|
24 апреля |
Супервизия «Групповая мультимодальная тематическая супервизия» 1 день/10 ак. часов Москва |
|
24 апреля |
Курс по арт-терапии «Техники арт-терапии для улучшения качества жизни» 1,5 месяца Москва |
|
25 апреля |
Семинар «Арт-терапия в работе с глубинным бессознательным» 4 дня Москва |
|
25 апреля |
Семинар «Нейрографика. «Нейромандала. Взаимоотношения и коммуникация» 2 дня Москва |
|
25 апреля |
Группа психологической поддержки для женщин «Точка Опоры». Онлайн встреча 2 часа Москва |
|
25 апреля |
Арт-терапевтический курс «Путь к себе». Занятие «Проявление чувств, выражение эмоций» 2 дня по 3 часа Москва |
|
26 апреля |
Семинар «Песочная терапия. Сказочные истории» 1 день/10 часов Москва |
|
26 апреля |
Круглый стол «Арт-терапия онлайн в условиях пандемии: новая реальность — новые подходы». Участие — бесплатно 3 часа Москва |
Ещё 4 тренера… |
2 мая |
Семинар «Работа с масками в арт-терапии» 2 дня Москва |
|
2 мая |
Трансформационный спектакль-сеанс-тренинг «К гармонии с собой» 2 часа Москва |
|
2 мая |
Семинар «Психотерапевтическая работа с символикой сновидений» 2 дня (14 часов) Москва |
|
3 мая |
Трансформационный спектакль «Страсть фламенко исцеляет». Концерт-спектакль-тренинг 1,5 часа Москва |
|
4 мая |
Семинар «Работа с травмой в арт-терапии. Арт-терапия кризисных состояний» 2 дня Москва |
|
4 мая |
Курс-интенсив «Экспрессивная арт-терапия» 1 неделя (80 часов) Москва |
|
7 мая |
Семинар «Sandplay. Песочная терапия» 2 дня Москва |
|
10 мая |
Семинар «Песочная терапия. Знакомство» 1 день Москва |
|
11 мая |
Тренинг «Медитация. Любовь. Творчество» 7 дней Крым, Алушта |
|
16 мая |
Семинар «Нейрографика. Линия Времени. Управление энергией цвета. Пять элементов» 2 дня Москва |
|
24 мая |
Арт-терапевтический курс «Путь к себе». Занятие «Мой путь» 3 часа Москва |
|
Направление используют
|
@Академия «Анима» (Москва), Art-студия «Манэ» (Москва), Академия вокала «Театр мюзикла» (Москва), Академия женских чар Style Says (Москва), Анна Карикова (Москва), Анна Киреева (Москва), Антикафе Casa Picassa (Москва), Аня Амала (Москва), Арт-группа — 2020″ (Москва), Арт-клуб «Даная» (Москва), Арт-лаборатория «Новый взгляд» (Москва), Арт-пространство «Дар» (Москва), Арт-студия «Семейная Мастерская Тарасовых» (Москва), Арт-студия «Смарт» (Москва), Арт-студия «Экспрессия эмоций» (Москва), Арт-терапевтический проект «Путь женщины» (Москва), Арт-школа мандал Натальи Колонтаевской (Москва), Барабанная школа Александра Софикса (Москва), Библиотека №21 им. Н.Г. Чернышевского (Москва), Бизнес Центр Елены Леднёвой (Москва). Ещё организаторы 1166 |
||
|
Айгуль Бухарбаева Крымская (Москва), Александр Чусов (Москва), Александра Березович (Москва), Александра Грозная (Москва), Александра Дмитриевна Чабиева (Москва), Алексей Зверев (Москва), Алена Николаевна Киселева (Москва), Алина Иванова (Москва), Алина Николаевна Лагода (Москва), Алина Сергеевна Антонова (Москва), Алина Юрьевна Ильичева (Москва), Алла Анатольевна Романюк (Озоль) (Москва), Алла Комала (Москва), Алёна Аксёнова (Москва), Алёна Гусева (Москва), Алёна Игоревна Овдина (Москва), Алёна Лунина (Москва), Алёна Олеговна Проценко (Москва), Алёна Пушная (Москва), Анай-Хаак Мергеновна Монгуш (Москва). Ещё тренеры 2972 |
||
|
Айгуль Бухарбаева Крымская (Москва), Александр Александрович Бургарт (Москва), Александр Чусов (Москва), Александра Березович (Москва), Александра Дмитриевна Чабиева (Москва), Алексей Александрович Бердичевский (Москва), Алексей Зверев (Москва), Алина Николаевна Лагода (Москва), Алина Сергеевна Антонова (Москва), Алина Юрьевна Ильичева (Москва), Алла Анатольевна Романюк (Озоль) (Москва), Алёна Игоревна Овдина (Москва), Алёна Лунина (Москва), Алёна Пушная (Москва), Алёна Рябова (Москва), Анай-Хаак Мергеновна Монгуш (Москва), Анастасия Александровна Дугаева (Вострикова) (Москва), Анастасия Алёшина (Москва), Анастасия Борисовна Грищенко (Москва), Анастасия Влади (Москва). Ещё консультанты 2558 |
|
Тверь, |
Спасибо, за интерес к теме «что такое Арт-терапия»!
История арт-терапии
Данный термин появился еще в 40-е гг. 20 в. Его начал использовать британский врач и художник Адриан Хилл. Он работал в специальных госпиталях с туберкулезными больными как арт-педагог.
Он обратил внимание на тот факт, что занятия творчеством помогают больным легче и быстрее выздоравливать. При этом пациенты отвлекаются от своих проблем и переживаний
Нужно сказать, что искусство вообще появилось в древние времена и служило средством коммуникации. В народном творчестве можно увидеть прообраз современной арт-терапии.
Условия для развития арт-терапии начали закладываться вместе с появлением интереса к детскому и примитивному искусству. Люди стали ценить спонтанное выражение эмоций, которое не сдерживалось рамками условности.
В России в последние годы наблюдается быстрое развитие психотерапии. При этом происходит активное изучение её новых форм и моделей. Большой интерес к арт-терапии начали проявлять не только специалисты, но и сами пациенты.
Однако до сих пор не все знают, что представляет собой арт-терапия. Это связано с недостаточным количеством информации. Развитием этой профессии у нас занимаются врачи-психиатры и психотерапевты.
Суть и преимущества арт-терапии
Арт-терапию называют «мягкой» оттого что степень воздействия психотерапевта на личность клиента в этом случае минимизирована, а сам процесс лечения больше похож на занятие хобби. При этом значение и пользу такой терапии не стоит недооценивать.
Занимаясь творчеством, человек проецирует внутренние переживания на свое творение. Такая проекция не осознается: чувства, эмоции, мысли, переживания и воспоминания выходят наружу, минуя сферу сознания, и оттого не поддаются ни коррекции, ни критике разума. Поэтому методики арт-терапии относят к числу проективных методов психодиагностики.
Те методы психодиагностики, которые предполагают сознательные действия клиента, всегда имеют некоторый оттенок социальной желательности. Индивид стремится представить себя в лучшем свете, поэтому дает социально желательные и одобряемые варианты ответов. В случае с арт-терапией вероятность «обмана во благо» исключается.
Через художественные визуальные образы и объекты бессознательное личности «взаимодействует» с сознанием. Задача арт-терапевта – помочь клиенту растолковать что «говорит» ему его бессознательное.
Терапия искусством назначается, если индивид переживает:
- пониженное настроение;
- стресс;
- кризис (возрастной или экзистенциальный);
- эмоциональную неустойчивость: импульсивность, вспыльчивость, ранимость и прочее;
- апатию, потерю интереса к жизнедеятельности;
- депрессию, в том числе связанную с потерями;
- физическую и/или психологическую травму;
- страхи, фобии, повышенную тревожность;
- низкую самооценку, негативные чувства к себе, негативную Я-концепцию;
- различного рода зависимости;
- межличностные конфликты (семейные, рабочие и другие);
- любой внутренний конфликт.
Арт-терапия позволяет естественным образом скорректировать психоэмоциональное состояние, а именно:
- выразить негативные чувства и эмоции (агрессию, обиду, ревность, зависть и другие) в приемлемой форме;
- избавиться от стресса, иного рода напряжений и тревог;
- избавиться от страхов и фобий;
- избавиться от стереотипов и ограничений за счет появления более широкого, креативного взгляда на окружающий мир;
- повысить самооценку и уверенность в себе.
Кроме гармонизации психического состояния личности, терапия искусством:
- помогает раскрыть творческий потенциал личности, развить способности и таланты;
- применяется в качестве вспомогательного метода лечения многих заболеваний;
- способ установить доверительные отношения между терапевтом/психологом и клиентом;
- предоставляет возможность сконцентрироваться на внутренних переживаниях и развить эмоциональный самоконтроль;
- является способом социальной адаптации (особенно это заметно когда арт-терапия проводится в группе);
- является прекрасным способом выразить чувства и мысли для тех, кто не умеет/не хочет/не имеет возможности сделать это на словах;
- применяется как воспитательная и развивающая педагогическая методика.
Арт-терапия применяется при работе с людьми разного возраста и пола. Особенно она ценна при работе с клиентами, требующими особого отношения и к которым нельзя применить иные методы лечения: с очень маленькими детьми, беременными женщинами, замкнутыми подростками и другими.
Терапия искусством: понятие и виды
Проходя курс арт-терапии, индивид занимается самопознанием, самовыражением, самоанализом, в результате чего его психическое состояние гармонизуется. Проводится арт-терапия в форме индивидуальных и групповых занятий.
Безусловное преимущество арт-терапии, делающее ее чрезвычайно популярной – возможность самостоятельного проведения терапевтических занятий. Конечно, сложную психологическую проблему не получится решить без помощи арт-терапевта, но, как минимум, расслабиться и снять напряжение наверняка выйдет у любого человека.
Арт-терапия на сегодняшний день является одним из самых молодых и стремительно развивающихся направлений психотерапии. Доказательством тому служат чрезвычайно популярные сегодня раскраски-антистресс, придуманные британским иллюстратором Джоанной Басфорд (к примеру, «Таинственный сад», «Рождественские чудеса» , «Зачарованный лес» ). Раскрашивая эти причудливые тонкие и мелкие узоры, человек снимает напряжение и погружается в мир фантазий.
Такие раскраски уже стали бестселлерами, так как предоставляют возможность заняться арт-терапией, не выходя из дома.
Изначально арт-терапией называли рисуночную терапию, то есть лечение изобразительным искусством. Сегодня арт-терапия имеет множество видов и подвидов, которые продолжают появляться:
- изотерапия;
- цветотерапия;
- музыкотерапия;
- песочная терапия;
- видеотерапия;
- игротерапия;
- библиотерапия;
- сказкотерапия;
- маскотерапия;
- драматерапия;
- фототерапия;
- денс-терапия;
- арт-синтезтерапия (объединение живописи, стихосложения, цвето-, маско-, мульт- и фототерапии, а также метода ассоциаций) и другие.
Термин «арт-терапия» ввел в употребление еще в сороковых годах прошлого столетия британский врач и художник Адриан Хилл. Он заметил, что занятие творчеством помогает туберкулезным больным (с которыми он работал в госпитале) быстрее выздороветь. Стоит сказать, что, так как искусство появилось еще в древние времена, его терапевтическое воздействие отмечалось и раньше, но только в наше время возник особый интерес к этой функции творчества.
Что такое арт-терапия и что она дает
Название «арт-терапия» говорит само за себя, и, если выражаться простыми словами, означает лечение искусством. Но намного важнее понять, каким именно образом это лечение происходит, ведь здесь нет никаких медикаментов, уколов и даже массажа. Все это заменяют бумага и карандаши или краски, глина или песок, пластилин или фотографии. Причем это далеко не все, что, как оказывается, обладает целительным воздействием.
Арт-терапию можно назвать своеобразным связующим звеном между сознанием и подсознанием человека, так называемым мостом между разумом и душой. И идея тут в том, что большая часть проблем человека проистекает именно из глубинного подсознательного уровня, а не из поверхностного сознательного. Потому-то зачастую медикаментозное лечение оказывается перед ними бессильно.
В качестве психотерапевтического направления арт-терапия сформировалась на так уж давно – примерно в середине ХХ века, появившись на стыке психологической науки и искусства. Но за это сравнительно небольшое время она приобрела такую популярность, что ее приверженцами стали миллионы людей по всему миру.
Основная ценность терапии посредством искусства заключается в том, что с помощью нее можно уравновесить и гармонизировать свое психическое состояние, повысить свои способности к самовыражению, рефлексии и самопознанию, раскрыть творческий потенциал и задействовать внутренние резервы.
Благодаря искусству на символическом уровне можно пережить большинство известных чувств и эмоций: любовь, радость, восторг, страсть, ненависть, обиду, злость, гнев, страх, разочарование и т.д. И переживание любого из этих чувств происходит в положительной форме, т.е. человек на 100% избавлен от получения каких бы то ни было психических и душевных травм.
Когда человек лепит фигурки, сочиняет стихи, читает какие-то истории, раскрашивает, создает коллажи из фотографий, он не просто занимается решением одной конкретной узкой задачи, а учится видеть ситуации с позиции наблюдателя, смотреть глубже, понимать себя и свою жизнь, находить ответы на многие фундаментальные вопросы.
Арт-терапия позволяет человеку понять свое предназначение, смысл жизни, глобальную цель, собственную ценность и то, что он может дать этому миру. Получается, что это уже и не лечение, а глубинная работа со своим сознанием.
Принципы
Принципы, лежащие в основе арт-терапии:
Похвала, одобрение
Теплые и искренние слова способны поддержать мотивацию пациента, дать ему понять, что то, что он делает, важно. Самому больному также стоит учиться хвалить себя, даже если он (отчасти из-за психической болезни) никогда этого не делает
Самопохвала может быть немного отстраненной от темы искусства, к примеру: «Я молодец, потому что заставил себя заняться рисованием, и теперь у меня хорошее настроение».
Оценочных суждений (плохо-хорошо) нужно максимально избегать как при похвале извне, так и при самопохвале: это может усугубить самочувствие пациентов, заставить их ненавидеть себя и свои способности.
Примеры похвалы: «Это интересная идея», «Очень красивое сочетание цветов».
Отсутствие образца. Этот принцип отчасти соприкасается с темой оценочных суждений: если есть образец, то он воспринимается как хороший, то, на качество чего нужно равняться.
И люди, у которых вышло хуже или не слишком похоже, могут почувствовать себя плохо. Арт-терапия нацелена не на получение наилучших результатов, а на помощь, поэтому эти моменты следует исключить. Психологи предлагают пациентам тему и обычно говорят, что им следует рисовать так, как хочется, исходя из фантазий.
Эмоциональная включенность людей, ведущих занятие. Психологам важно не просто дать тему и замолчать до конца занятия, а наблюдать за процессом, хвалить, беседовать.
Поддержание доброжелательной атмосферы в группе. Должны быть определены правила, которые помогут всем участникам чувствовать себя комфортно.
Всегда должна быть возможность высказать личное мнение и не получить агрессию, поэтому от переходов на личности важно воздержаться.
Право на ошибку. Психологам важно напоминать пациентам о том, что они могут ошибаться, рисовать, лепить недостаточно хорошо, отвечать невпопад и так далее. Самим пациентам также стоит напоминать об этом как можно чаще.
Внутригрупповые диалоги. Доброжелательные беседы, касающиеся искусства в целом, темы занятия, помогут сплотить пациентов и дадут им возможность чувствовать себя хорошо, защищенно. Каждый желающий всегда должен иметь возможность высказаться.
Ритуалы. В начале и в конце занятия должен проводиться определенный ритуал (одинаковое действие): например, в конце пациенты могут, передавая карандаш друг другу, рассказать о том, что дало им занятие.
Многие люди, имеющие психические заболевания, занимаются самобичеванием: «У меня ничего не получится», «Я бездарность», «Я отвратительно рисую и леплю, поэтому в этом нет смысла».
Это симптом заболевания, который проявляется и в других сферах жизни, поэтому с ним нужно работать.
Психолог должен дать понять каждому пациенту, проходящему курс арт-терапии, что качество несущественно и что смысл арт-терапии в другом: в том, чтобы получить удовольствие, поднять настроение, выплеснуть накопившиеся негативные эмоции.
Арт-терапия может быть не внутригрупповой, а индивидуальной: психолог или психотерапевт дает пациенту задание, и тот выполняет его в кабинете или дома, в комфортной обстановке.
Упражнения для детей и взрослых
Упражнения для детей:
- Штрихи. Ребенку предлагается в удобном для него темпе наносить на лист бумаги короткие линии. Это позволяет выплескивать раздражительность и способствует успокоению. Подходит для дошкольников.
- Рисование на влажном листе. Ребенок, взяв в руки кисть или губку, наносит на влажный лист бумаги линии, пятна, полосы и все, что захочет, получая возможность наблюдать за тем, как краска красиво растекается. Это активирует его воображение и оказывает расслабляющий эффект. Подходит для дошкольников.
- Аппликация на сосуд. Ребенок украшает понравившуюся емкость кусочками бумаги. Можно добавить зерна, бисер, бусины. Подходит только для старших дошкольников и более взрослых детей.
Детям можно предлагать рисовать пальчиковыми красками, использовать акварельные (желательно медовые) краски.
При работе с детьми младше трех лет следует помнить о том, что они могут случайно проглотить мелкие детали (зерна, бусины), засунуть их в уши и нос, поэтому следует максимально ограждать их от занятий, предполагающих взаимодействие с мелкими предметами.
Упражнения для взрослых:
- Нарисуйте картину в полной темноте. Это будет удивительный опыт, который наверняка сможет доставить удовольствие. Когда окажетесь в темноте, не торопитесь. Сосредоточьтесь на ощущениях, которые Вам доступны, и постепенно рисуйте.
Работа с мусором. В столах у многих людей находятся различные ненужные мелочи: скрепки, обрывки бумаги, старые газеты, записки. Вам следует покопаться в закоулках своих ящиков и вытащить оттуда все, что можно обозначить как мусор. После этого осмотрите находки и определите, какие из них кажутся Вам олицетворением прошлого, от которого хочется избавиться. Из отобранных фрагментов составьте коллаж. После его рекомендуется сжечь.
Напишите сказку о герое или героине. Сядьте поудобнее, тщательно все обдумайте и напишите свою сказку о том, как он или она преодолевает трудности и как его/ее жизнь меняется в лучшую сторону.
Арт-терапия позволяет значительно улучшать психическое состояние пациентов, поэтому активно применяется в большинстве развитых стран мира. Чтобы арт-терапевтическое лечение было успешным, следует прислушиваться к рекомендациям психотерапевта и чаще хвалить себя.
Особенности применения арт-терапии:
Наша интересная группа Вконтакте:
Работа арт-терапевта
Стрессы на фоне постоянных переживаний, горе или резкие изменения в жизни (не всегда негативные) оставляют отпечаток на психическом состоянии. Самостоятельные способы успокоения часто бывают неэффективными. Это является первым признаком проявления психосоматических заболеваний, с которыми может справиться только психолог.
Для того чтобы решать проблемы людей при помощи искусства, арт-терапевт должен в нем разбираться. Чаще всего он имеет опыт работы педагогом, художником и врачом-психиатром. Творческое решение в лечении психически нездоровых личностей позволяет использовать инновационные подходы в борьбе с разными болезнями.
Арт-терапевту важно иметь опыт контакта с психически нездоровыми людьми