Как избавиться от кашля при помощи дыхательной гимнастики
Экология здоровья: Упражнения на дыхание есть в любом комплексе физических тренировок. Они не только доставляют организму кислород, но и способствуют профилактике различных заболеваний, связанных с дыхательной системой. Полезна дыхательная гимнастика и тем, кто уже заболел. Дыхательная гимнастика при бронхите, например, способствует разгону патогенного секрета в бронхах, что помогает эффективнее выводить мокроту.
Упражнения на дыхание есть в любом комплексе физических тренировок. Они не только доставляют организму кислород, но и способствуют профилактике различных заболеваний, связанных с дыхательной системой.
Полезна дыхательная гимнастика и тем, кто уже заболел. Дыхательная гимнастика при бронхите, например, способствует разгону патогенного секрета в бронхах, что помогает эффективнее выводить мокроту. Благодаря этому повышаются защитные свойства слизистой, санируется микрофлора, вентилируются легкие.
Каждый человек способен регулярно заниматься дыхательной гимнастикой, ведь для этого не нужно специально отведенного времени и места. Можно делать упражнения на дыхание во время просмотра телевизора, прогулки или просто отдыха в постели.
УПРАЖНЕНИЯ СТОЯ
1) Разводим руки в стороны. Наклоняемся вперед, одновременно делая вдох. В наклонном положении обхватываем себя руками, чтобы кисти коснулись лопаток. Выдох. Выпрямляясь, снова разводим руки в стороны, делая вдох. Повторяем 15 раз.
2) Руки поднимаем вверх и сплетаем пальцы. Вдох. Имитируем рубку дров руками: наклоняем их резко вниз и выдыхаем. Повторить 10 раз.
3) Руки перед собой сцепляем в замок, предплечья параллельно полу. Вдох. Поворачиваем корпус вправо-влево-вправо-влево на выдохе. Продолжаем повороты, но уже на вдохе. И еще 2 пары поворотов при задержанном дыхании (носоглотку при этом не закрываем. Нужно почувствовать как воздух «гуляет» в легких). Повторяем комплекс 10 раз.
1) Выровнявшись в постели (убрав подушку), кладем ладонь на диафрагму и начинаем быстро и неглубоко дышать: вдох-выдох-вдох-выдох. На вдохе живот должен «уходить», а при выдохе – надуваться. Повторить 20-30 раз;
2) Все то же самое, только теперь живот должен надуваться при вдохе;
3) Сворачиваем губы трубочкой, как будто хотим сказать букву «У», и начинаем медленно и шумно втягивать воздух. Выдыхаем через букву «А». Теперь вдох через «А», выдох через «У». Также можно использовать буквы «О», «Е», «Ы»;
4) Лежим без подушки. Поднимаемся в постели, принимая сидячее положение и выдыхаем. Ложимся обратно – вдох. Количество и темп упражнения выбирать, исходя из состояния здоровья. Нюансы выполнения дыхательной гимнастики
Если какое-то упражнение вызывает легкий кашель – это нормально. Если же он мучительный и продолжительный, от упражнения стоит отказаться. Заниматься дыхательной гимнастикой при кашле следует в теплом помещении с закрытой форточкой, чтобы холодный воздух не поступал в ослабленный организм. Но необходимо проветрить комнату до и после тренировки.
Это Вам будет интересно:
Также для усиления эффекта от занятий дыхательной гимнастикой рекомендуется проводить процедуры лечебного или гигиенического массажа. В борьбе с сухим и мокрым видами кашля подойдут методики массажа при воспалении легких (пневмонии), при бронхиальной астме и хронической эмфиземе легких, при бронхите. опубликовано econet.ru
источник
Особенности дыхательной гимнастики для детей
Велика роль дыхательной гимнастики в лечении заболеваний органов дыхания у детей. Если проводить терапию только медикаментами, то процесс выздоровления может значительно замедлиться, поскольку мокрота вовремя не уходит из дыхательных путей. Окончательно органы дыхания заканчивают формироваться к двенадцати годам, потому перенесенный в раннем возрасте тяжелый бронхит может стать причиной дальнейших патологий, лечить которые будет довольно сложно.
Гимнастика Стрельниковой поможет не только активизировать процессы самоочищения бронхов, но и укрепить дыхательную мускулатуру. Ребенок может выполнять упражнения вместе с кем-то из взрослых. Если занятия будут проходить в игровой форме, малышу они не будут казаться скучными. Учтите, что можно выполнять упражнения лишь тогда, когда состояние ребенка стабилизировалось, обострение прошло, температура тела нормальная, и с начала терапии медикаментами прошло не меньше трех дней.
Попробуйте увлечь малыша, превратив дыхательную гимнастику в увлекательную игру. В качестве упражнения для дыхания можно предложить выдувание мыльных пузырей или надувание воздушного шара, запуск парусников в ванной, применяя собственное дыхание в качестве ветра. 10-15 минут таких упражнений каждый день помогут увидеть первые результаты уже через пару недель. Дыхательные мышцы укрепятся, процессы дыхания нормализуются, улучшится кислородный обмен в тканях, а органы дыхательной системы вскоре восстановят свои функции.
Для закрепления результатов после дыхательной гимнастики лучше провести дренажный массаж. Суть его в том, что нужно легкими постукивающими движениями ладоней пройтись с задней и передней сторон грудной клетки. Это поможет улучшить процесс откашливания и поможет ускорить отхождение мокроты.
Предлагаем посмотреть видео на тему дыхательной гимнастики Стрельниковой.
Дыхательные упражнения при сухом кашле
Рекомендуем прочитать: Сухой кашель: причины и эффективные методы лечения
В принципе, упражнения, направленные на улучшение работы дыхательной системы, можно найти в любом комплексе лечебной гимнастики. Они будут способствовать лучшему насыщению кислородом организма, послужат профилактикой заболеваний дыхательных путей. Но рассматриваемая методика наиболее полезна будет в том случае, если сухой кашель уже имеет место быть. Определенный комплекс упражнений обеспечит скорейшее формирование мокроты в нижних и средних отделах бронхов, выведение ее наружу. Это, в свою очередь, обеспечивает снижение количества и интенсивности приступов кашля, облегчает общее состояние больного, повышает защитные функции организма и ускоряет выздоровление.
Особенно нужно отметить тот факт, что выполнение комплекса упражнений по методике дыхательной гимнастики осуществляется в любое время и дома, и на работе – это не вызовет каких-либо неудобств или дискомфорта.
Что родителям нельзя делать
В первую очередь, родители не должны впадать в панику, если у малыша дыхание затрудненное и появляется кашель. Дети от этого только пугаются, а их дыхание еще больше нарушается. Нельзя заниматься самолечением и давать малышу неизвестные лекарства (все принимаемые препараты должны быть выписаны врачом и соответствовать возрасту малыша). “Взрослые” средства содержат очень большую дозировку, опасную для детского организма.
Нельзя делать ингаляцию, если у ребенка температура. Не стоит игнорировать симптомы, появляющиеся вместе с затрудненным дыханием и кашлем; они могут говорить об опасном поражении.
Дыхательная гимнастика в лечении бронхита
Дыхательная гимнастика в острой форме заболевания способствует уменьшению воспалительного процесса, нормализации циркуляции крови и лимфы в сосудах респираторной системы, повышению иммунитета, предотвращению хронизации бронхита и развития осложнений.
В случае проведения противоинфекционной терапии в острой форме бронхита гимнастика обычно назначается на 2-3-й день от начала лечения, когда снижается температура тела, а состояние пациента стабилизируется. Если больному рекомендован постельный режим, в это время проводят статические упражнения дыхательной гимнастики, затем переходят к динамическим. Упражнения могут дополняться массажем, лечебной физкультурой.
Дыхательная гимнастика при хроническом бронхите назначается с целью укрепления дыхательной мускулатуры, вывода скопившейся слизи, улучшения вентиляции легких, уменьшения одышки, что приводит к улучшению общего состояния пациента.
Хронический обструктивный бронхит – распространенное заболевание. Полная или частичная обструкция бронхов может возникнуть также и при острой форме заболевания. В этом случае пациент предъявляет жалобы на экспираторную одышку (затруднение выдоха), что приводит к перенапряжению дыхательной мускулатуры. Дыхательная гимнастика при обструктивном бронхите способствует расширению просвета бронхов, очистке их от слизи и восстановлению пораженной слизистой оболочки.
При аллергическом бронхите упражнения способствуют укреплению защитных сил организма, грудной и спинной мускулатуры, предупреждению развития одышки.
В случае бронхита, осложненного пневмонией, при удовлетворительном общем состоянии пациента и температуре тела, не превышающей субфебрильных значений, дыхательная гимнастика может назначаться с первых дней лечения.
Дыхательные упражнения при бронхите рекомендуются для детей с 3 лет, беременных женщин, а также для пожилых пациентов без возрастных ограничений. При бронхите у детей гимнастику проводят в форме игры.
Дыхательная гимнастика не назначается при наличии примеси крови в мокроте, при дыхательной недостаточности III степени, абсцедирующей пневмонии, астматическом статусе, ателектазе легкого и некоторых острых состояниях. Противопоказанием к ней также является артериальная гипертензия со склонностью к кровотечениям, злокачественные новообразования.
При правильном проведении дыхательная гимнастика является весьма действенным методом, эффективно дополняющим основное лечение, а иногда и выступающим в качестве основной терапии. Она позволяет ускорить выздоровление, снизить лекарственную нагрузку на организм и практически не имеет побочных действий. Редкие осложнения связаны с неправильным выполнением упражнений, некомпетентностью проводящего инструктаж человека или отсутствием такого инструктажа, игнорированием рекомендаций врача.
Дыхательная гимнастика от кашля, комплекс упражнений для всей семьи
Дыхательная гимнастика от кашля – комплекс физических упражнений, направленных на улучшение дренажной функции трахеобронхиального дерева.
Соответствующий метод используется для усиления эффективности традиционного медикаментозного лечения больных, страдающих от нарушений функции респираторной системы.
Дыхание – жизненно важный процесс для любого существа. Кашель – распространенный симптом, который нарушает соответствующую функцию и доставляет пациенту много дискомфорта. Дыхательная гимнастика ускоряет устранение признака при условии правильного выполнения базовых упражнений.
Механизм действия лечебной физкультуры базируется на следующих аспектах:
- Стимуляция синтеза секрета бокаловидными клетками эпителия бронхов. Результат – увеличения количества жидкой мокроты, которая легче откашливается на фоне приема соответствующих медикаментов;
- Тренировка мышечного аппарата. Бронхиальное дерево имеет собственную мускулатуру, которая регулирует размер просвета респираторных путей. Дыхательные упражнения при кашле повышают тонус мышечных волокон, что обеспечивает ускорение отхаркивания и выздоровления больного;
- Улучшение микроциркуляции. Увеличение количества транспортируемого воздуха способствует задействованию новых сосудов и нервных окончаний в эпителии бронхов. Результат – усиление обменных процессов, что обеспечивает регенерацию поврежденных участков респираторного тракта.
Факт! Применение дыхательной гимнастики при кашле обрело широкую популярность в пульмонологии и кардиологии. Заниматься физкультурой рекомендуется при бронхите, астме, пневмонии и других патологиях. Регулярные тренировки уменьшают одышку, стимулируют отхождение вязкой мокроты.
Раннее начало дыхательной гимнастики способствует снижению риска развития застойной пневмонии у больных, перенесших инфаркт миокарда или оперативные вмешательства на открытом сердце. Цель подобных тренировок в кардиологии – стимуляция работы альвеол для предотвращения прогрессирования локального воспаления в легких.
С помощью правильно выполненной гимнастики можно увеличить резерв легких, что актуально для людей, занимающихся спортом.
Дыхательные упражнения для легких и бронхов
Показания для проведения дыхательной гимнастики:
· хронические бронхиты различного генеза;
· хронические обструктивные заболевания легких (ХОБЛ);
· заболевания верхних дыхательных путей.
Для взрослых
Тренировка вдоха при легком и непроизвольном выдохе – главный принцип дыхательной гимнастики при бронхите взрослым; при пневмонии важно научиться брюшному дыханию, когда вентиляция легких увеличивается за счет работы диафрагмы и мышц живота. Упражнения на улучшение подвижности грудной клетки включают в действие вспомогательные дыхательные мышцы
1. Разминка: исходное положение (ИП) – стоя или сидя. Спина прямая, руки согнуты в локтях, размещены вдоль тела. На вдохе сжать кулаки, на выдохе – расслабить.
2. ИП – стоя или сидя на стуле. Ноги – на ширине плеч, которые нужно опустить и не поднимать. Правая рука на животе, левая – на грудной клетке, голова несколько наклонена вперед. На вдохе – развести плечи, немного отклоняя назад туловище, живот надувается. На продолжительном выдохе туловище возвращается в ИП, живот сдувается. Рука помогает выдоху, надавливая на брюшную стенку.
2. ИП – то же. Локти согнуты, кисти рук расположены на боковой нижней части грудной клетки. Растягивать грудную клетку на вдохе при помощи кончиков пальцев, захватывая подреберное пространство. Продолжительный выдох – туловище наклоняется вперед, живот втягивается, руки надавливают на нижние отделы грудной клетки. Дыхание через нос.
3. ИП – сидя. Руки согнуты в локтях, ладони на талии. Вдохнуть, поднять руки, голову наклонить назад. Выдохнуть – туловище слегка наклоняется вперед, а колено прижимается к грудной клетке.
Все упражнения повторить 5-6 раз.
Особенности вдоха в гимнастике для легких при бронхите взрослым:
· для того, чтобы создать препятствие вдоху через нос, ноздри слегка прижимают пальцами;
· вдох через рот усложняется вытягиванием губ в трубочку;
· как вариант – дыхательное движение через правый или левый уголок рта.
Для детей
Дыхательная гимнастика при бронхите для детей показана с трех – четырехлетнего возраста. Она включает в себя игровые элементы.
Звуковая гимнастика полезна в любом возрасте:
· помогает тренировать длинный выдох;
· массажное действие вибрации звука в грудной клетке;
· облегчает отхождение мокроты.
Методика звуковой гимнастики: перед и после каждого звукового упражнения вначале делают выдох на «пфф», а после него – на «ммм».
1. Поиграть с ребенком в ворону: сидя на стуле или стоя, поднять руки и выдохнуть с выкриком «Каррр!» — руки опускаются.
2. «Веселый жук». ИП – сидя на стуле, руки на поясе. На вдохе корпус поворачивается влево, одноименная рука отводится назад. Возврат в исходное положение на выдохе с жужжанием. Повторить в другую сторону.
Оптимальное число дыхательных циклов – 5. Согласные произносятся вместе с гласным звукорядом: например, «ж-а-аж», «ж-о-ож», «ж-у-уж» и другие варианты сочетаний. При склонности к обструкции дыхательных путей очень полезен рычащий звук «р-р-р».
Для тренировки длинного выдоха полезно надувать игрушки или выпускать воздух в стакан с водой через трубочку.
Для пожилых
Особенностью ЛФК при бронхите для людей 60+ является размеренный, медленный темп. Дыхательная гимнастика при бронхите для пожилых включает примеры упражнений. Исходное положение для них лучше выбирать сидя на краю стула, стараясь выпрямить спину.
1. Поочередное отведение рук в стороны с поворотом туловища на вдохе. Затем – выдохнуть через сложенные в трубочку губы. Следить за расслабленностью шейно-воротниковой зоны. 4-5 раз.
2. Вдохнуть через нос, затем — согнуть ногу в колене, обеими руками подтянуть ее животу на выдохе. 2-3 раза.
3. ИП — стоя, в руке – стакан с водой, в котором находится трубочка. В нее и нужно выдыхать максимально медленно. Повторить 5 раз, затем – перерыв с обычным дыханием.
Причины кашля и тяжелого дыхания
Процесс дыхания у детей отличается от взрослых. У них оно более поверхностное, в результате чего в легкие поступает гораздо меньший объем воздуха. Поэтому дышать им приходится чаще. С возрастом происходят функциональные изменения, приводящие к более глубокому и «мощному» дыханию, однако специфика работы дыхательной системы ребенка приводит к большей подверженности простудным и инфекционным заболеваниям.
Первый способ борьбы с ними – выработка слизи. Более узкие и неэластичные бронхи затрудняют отток жидкости. Чаще всего с проблемами в работе органов дыхания сталкиваются дети, рожденные недоношенными, так как их легкие и бронхи не сформировались окончательно.
Родившийся малыш дышит животом, поскольку его диафрагма расположена высоко. С 4 лет постепенно развивается грудное дыхание, полностью формирующееся к 10 годам у девочек и гораздо старше у мальчиков. При этом активное движение и рост организма ребенка требует больших объемов энергии, получаемых в результате окисления глюкозы в тканях.
А это требует большого количества кислорода. Поэтому дышат дети чаще, а любое нарушение процесса типа заложенности носа или кашля приводит к изменениям в дыхании и опасным последствиям.
Так, образующаяся при затруднении дыхания слизь становится гуще, и ее отхождение нарушается. Это приводит, в том числе и к кашлю.
Кашель и затрудненное дыхание у ребенка обычно сопровождается:
- тяжелым дыханием, когда видно, как двигается грудная клетка;
- появлением жесткости и шумов при дыхании;
- изменением частоты дыхания;
- наличием хрипов.
Тяжелое дыхание характеризуется затруднением вдоха, как будто ребенку не хватает воздуха, и часто сопровождается одышкой. Голос становится сиплым или вообще пропадает. Иногда появляется на выдохе кашель с затрудненным вдохом.
Если одновременно появляются кашель и затрудненное дыхание (особенно когда температура повышенная), стоит подозревать инфекционное заболевание. Это более распространенная причина тяжелого дыхания. Признаком заболевания служат:
- интоксикация организма продуктами жизнедеятельности бактерий (она часто приводит к снижению аппетита, повышению температуры, рвоте и поносу);
- возникает одышка у ребенка, которая говорит о недостаточном поступлении кислорода;
- кашель, образующийся как следствие накапливания мокроты в бронхах (иногда даже гнойной).
Наличие одышки проверяют по интенсивности дыхания ребенка, когда он спит. Соответственно возрасту она должна составлять:
- 60 раз за минуту – до 6-месячного возраста;
- до 50 – у годовалого малыша;
- до 40 – в период от года до 5 лет;
- 25 – в пять — 14 лет;
- более 20 –старше 14 лет.
Появление синюшного оттенка губ и района возле рта говорит о гипоксии. Такие признаки могут возникнуть, когда в дыхательных путях оказалось инородное тело, и началось удушье.
Ангина, скарлатина, корь и отит могут вызвать нагноение в лимфатических узлах и абсцесс в заглоточной области. В результате возникают кашель, одышка и отек бронхов и легких, что может быть опасным, поэтому при данных симптомах ребенка необходимо госпитализировать.
Попадание инфекции вирусной или бактериальной природы может спровоцировать воспаление дыхательных путей и бронхиолит, при котором наряду с кашлем и затрудненным дыханием увеличивается биение сердца, и синеют губы.
Учащение дыхания и нарастающая одышка часто сопровождают пневмоторекс, возникающий во время кашля и разрыва тканей в легких.
Нарушение дыхания при вдохе может быть вызвано астмой или крупом (нередко так проявляется аллергия).
Как избавить ребёнка от кашля играючи. Дыхательная гимнастика.
Как избавить ребёнка от кашля играючи. Дыхательная гимнастика.
У детей сильно развит кашлевой центр, поэтому их довольно часто мучает кашель. Чтобы этого не допустить нужно с самого раннего детства укреплять дыхательные пути и лучше делать это играючи!
Можно дуть на одуванчики, сдувать пёрышки с ладошки. Очень полезная для развития лёгких игрушка – свисток, тем более что разновидностей свистков существует великое множество, так что ребёнок не заскучает. Очень увлекательная игра, если дуть через трубочку для коктейля в стакан с водой. Ребёнок дует, вода пузырится – весело и полезно, не только для укрепления дыхательных путей, но и для развития речевого аппарата. Деткам постарше можно надувать воздушные шарики.
Но помните, что дыхательные упражнения очень утомляют и могут вызвать головокружения, поэтому не стоит их выполнять более 5 – 10 минут.
Для того чтоб помочь ребёнку поскорее справиться с кашлем, предлагаем вам игровой комплекс дыхательной гимнастики (для детей с 2х лет). Этот комплекс развивает дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков. Выполнять лучше до завтрака или после ужина.
Итак, проветрите помещение и приступайте.
Упражнение 1. ПУЗЫРИКИ. Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.
Упражнение 2. НАСОСИК. Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.
Упражнение 3. ГОВОРИЛКА. Вы задаёте вопросы, малыш отвечает. Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту — ту. Как машинка гудит? Би – би. Би – би. Как « дышит» тесто? Пых – пых – пых. Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.
Упражнение 4. САМОЛЁТ. Рассказывайте стихотворение, а малыш пусть выполняет движения в ритме стиха: Самолётик — самолёт(малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох) Отправляется в полёт (задерживает дыхание) Жу- жу -жу (делает поворот вправо) Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж) Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки) Я налево полечу (поднимает голову, вдох) Жу – жу – жу (делает поворот влево) Жу- жу –жу (выдох, ж-ж-ж) Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки). Повторить 2-3 раза
Упражнение 5. МЫШКА И МИШКА. Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения. У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть наруки, вдох) У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш) Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках) Он же к ней не попадёт. Повторить 3 – 4 раза.
Упражнение 6. ВЕТЕРОК. Я ветер сильный, я лечу, Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос) Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть) Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох) Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох) И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот) Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками). Повторить 3-4 раза.
Упражнение 7. КУРОЧКИ. Выполняйте вместе с малышом. Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте руки-«крылья» и опустите голову. Произносим: «Так-так-так» и одновременно похлопываем по коленкам. Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх – вдох. Повторить 5 раз.
Упражнение 8.ПЧЁЛКА. Покажите ребенку, как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову. Пчёлка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим…) Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место). Повторить 5 раз. Следите, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое.
Упражнение 9. КОСИМ ТРАВУ. Предложите малышу «покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки опущены. Вы читаете стишок, а ребёнок, произнося «зу-зу» машет руками влево – выдох, вправо – вдох. Зу-зу, зу-зу, Косим мы траву. Зу-зу, зу-зу, И налево взмахну. Зу-зу, зу-зу, Вместе быстро, очень быстро Мы покосим всю траву. Зу-зу, зу-зу. Пусть ребёнок встряхнёт расслабленными руками, повторить с начала 3 – 4 раза.
источник
Упражнения по Стрельниковой при бронхите
А. Стрельникова, певица и педагог по вокалу, разработала уникальную систему дыхания на основе собственных профессиональных наблюдений. В процессе работы с певцами она пришла к выводу, что многие заболевания связаны с тем, что люди не умеют правильно дышать. Что значит правильно в её понимании? Правильно – значит дышать так, чтобы устранить застой воздуха в лёгких, насытить кровь кислородом и гемоглобином, снизить воспалительные явления, нормализовать работу органов дыхания и диафрагмы.
Упражнения по Стрельниковой при бронхите назначаются параллельно с другими методами лечения. Ежедневные упражнения стимулируют откашливание и устранение лишних выделений из бронхов
Принципиально важно делать резкие краткие носовые вдохи, которые содействуют положительным изменениям в крови, нормализации сердечной деятельности
Упражнения при бронхите обязательно выполняют дважды в день, в течение двух-трёх недель. Начинают с 16 носовых вдохов подряд, далее следует 16 ротовых. И так три подхода, с 5-секундной «передышкой». Основные упражнения – «насос», «обними плечи», «восьмёрки».
- «Насос» выполняют с наклона, шумно вдыхая воздух, имитируя нюхание цветов. Выдыхать без напряжения, в немного приподнятом положении тела. Через 8 вдохов – краткий отдых.
- «Обними плечи» начинают стоя или сидя, с согнутыми и приподнятыми руками. На вдохе обнимают себя, на выдохе руки разводят. Повторяют по 16 раз, с носовыми и ротовыми вдохами.
- «Восьмёрки» считаются дополнительным упражнением. Делают их из наклона вперёд. После быстрого вдоха носом следует не выдыхать, а несколько раз просчитать вслух до восьми. Таким способом достигается активная эвакуация содержимого бронхов.
Лечебную гимнастику нужно начинать после консультации с врачом. Подсчитано, что на её выполнение требуется примерно полчаса.
[], []Упражнения при сухом кашле
Во время проведения дыхательных тренировок следует правильно дышать. Вдыхать воздух ртом следует резко, выдохи постоянно делают через рот медленно. Вдохи чередуют, один делают ртом, а второй носом. Проводить комплекс допускается в наиболее удобном положении.
Есть несколько разновидностей дыхательной гимнастики, но ведущие специалисты при недугах дыхательных органов чаще советуют гимнастику Стрельниковой. Этот комплекс включает разные упражнения, при которых стоит придерживаться определённого темпа дыхания. Выдыхать следует только во время двигательной активности, при этом следует считать вдохи и выдохе в уме.
Стандартный комплекс упражнений, рекомендуемый при непродуктивном кашле, такой:
- Торс слегка наклоняют вперёд, руки произвольно висят. При вдохе туловище наклоняют вперёд, при выдохе поднимают. Делают 8 раз, после чего отдыхают. За раз нужно сделать 3-4 подхода.
- Руки расположить на высоте плеч, при вдохах руками обхватывают плечи, резко обнимая себя, а при выдохах возвращают руки на исходную позицию. Выполняют обхваты 15 раз, потом делают перерыв минуту и повторяют.
- Туловище подают вперёд, глубоко вдыхают и задерживают дыхание на 20 секунд, после этого медленно выдыхают и повторяют упражнение заново.
Целесообразность проведения дыхательной гимнастики желательно согласовать с врачом. Он подскажет наиболее действенные упражнения, которые помогут быстро устранить кашель.
Делать дыхательную гимнастику советуют 2 раза в сутки, каждый раз около получаса. Курс лечения составляет 2-3 недели, но при желании можно практиковать такие дыхательные приёмы постоянно.
Замечено, что люди, которые постоянно увлекаются дыхательными упражнениями, меньше болеют респираторными и инфекционными патологиями.
Рекомендации по выполнению упражнений:
- Тренироваться рекомендуется за час до еды или спустя час после трапезы. Не нужно делать упражнения прямо перед сном, так как могут быть трудности с засыпанием.
- Упражнения от кашля необходимо делать в максимально удобном положении. Можно включить любую спокойную мелодию, которая действует успокаивающе.
- Делать гимнастику можно лишь при нормальной температуре тела и нормальном самочувствии. Не стоит прибегать к такому способу лечения, если кружится голова.
- Если рекомендуемые упражнения не приводят к облегчению состояния больного, следует обратиться к доктору. Лучше, если инструктор ещё раз покажет, как правильно нужно дышать.
Дыхательная гимнастика Стрельниковой
Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой является одной из наиболее эффективных при бронхите. Гимнастический комплекс разработан таким образом, чтобы вовлекать в работу мышцы живота, рук, ног, что повышает его эффективность.
Правила выполнения упражнений:
- все движения нужно выполнять на вдохе;
- вдох должен быть недолгим, при этом не следует вдыхать много воздуха, вдох должен быть естественным;
- выдох должен быть естественным, выдыхать ртом следует бесшумно, не следует задерживать дыхание или стимулировать выдох;
- следует чередовать вдохи через рот и через нос.
Упражнение для купирования приступа кашля: во время приступа сделать глубокий вдох и сразу же выдохнуть воздух, после чего дыхание задержать на некоторое время. Повторить 3-5 раз.
Упражнение при обструкции бронхов: в подходящую емкость (миску, кастрюлю и пр.) наливают воду, в нее опускают коктейльную трубочку. Пациент делает глубокий вдох и выдыхает через трубочку в воду. Упражнение рекомендуется проводить по 5–15 минут несколько раз в сутки.
Также при обструктивном бронхите рекомендуется упражнение, которое улучшает отхождение скопившейся слизи: утром, не вставая с постели, повернуться на спину, предварительно убрав подушку и одеяло, сделать глубокий вдох, резко выдохнуть, максимально втянув при этом живот, и покашлять. Повторить несколько раз.
Рекомендуется тренировать вдох и выдох, надувая воздушные шарики.
Гимнастику по методу Стрельниковой следует выполнять 2 раза в сутки на протяжении 2-3 недель. Комплекс упражнений занимает от 8 минут до 10-15. Упражнения рекомендуется делать на свежем воздухе или, по крайней мере, обеспечив приток свежего воздуха в помещение. Если во время их выполнения у пациента появилась одышка и/или головокружение, следует сделать небольшой перерыв, после которого продолжить гимнастику.
В зависимости от состояния больного может корректироваться количество повторений и общая продолжительность гимнастики. Комплекс противопоказан при травмах позвоночника, черепно-мозговых травмах, остеохондрозе шейного или грудного отдела позвоночника.
В заключение
Предотвратить тяжелое дыхание и кашель можно, если помогать нормальному развитию дыхательной системы ребенка. При этом перед применением любого метода необходимо проконсультироваться со специалистом.
Во-первых, все заболевания должны быть до конца вылечены. Нередко возникает ситуация, когда родители школьника дают ему пару дней отлежаться дома, а потом отправляют учиться. Это повышает нагрузку на организм, в результате чего выздоровление проходит тяжелее и может сопровождаться осложнениями.
Во-вторых, поддерживать дома чистоту, но не стерильность. Регулярная влажная уборка, проветривание, чистка ковров ограничивают развитие патогенных микроорганизмов в доме. В то же время частое применение чистящих средств и постоянная уборка способны спровоцировать аллергию у ребенка.
В-третьих, физическая активность. Ребенок обязательно должен двигаться, заниматься спортом, особенно на свежем воздухе. В больших городах сложно говорить о пользе воздуха, но можно совершать прогулки по парку, периодически выезжать на природу.
В-четвертых, здоровое питание и достаточное количество воды. Правильное питание даст ребенку достаточный объем строительного материала и источника энергии. А вода поможет поддерживать уровень влаги в организме, что ограничит подсыхание слизи.
Организм здорового ребенка способен самостоятельно справиться со многими возбудителями заболевания. Делать это бесконтрольно нельзя.
источник