Симптомы
Первые симптомы баротравмы возникают мгновенно после резкого и значительного изменения давления. Клиническая картина заболевания определяется локализацией повреждения.
При погружении в воду с длительной задержкой дыхания происходит сжатие легких. В некоторых случаях это приводит к уменьшению объема легких, отеку слизистых оболочек, застою в микроциркуляторном русле, кровотечению. При подъеме на поверхность описанные изменения в легочной ткани клинически проявляются кровохарканьем и нарушением дыхания.
При погружении с аквалангом дыхание осуществляется сжатым воздухом. При недостаточном выдыхании или слишком быстром всплытии на поверхность воздух, содержащийся в альвеолах, резко расширяется, становясь причиной перерастяжения стенок альвеол и их разрыва. Разрыв альвеол влечет развитие пневмоторакса или пневмомедиастинума. Признаки пневмоторакса:
- одышка;
- боль в области грудной клетки;
- одностороннее ослабление дыхательных шумов.
Наиболее тяжело протекает напряженный пневмоторакс, для которого, помимо описанных признаков, характерны:
- вздутие шейных вен;
- артериальная гипотензия;
- отклонение трахеи в сторону;
- коробочный перкуторный звук над пораженным легким.
Развитие пневмомедиастинума сопровождается:
- болью в области груди и шеи;
- чувством переполненности в грудной клетке;
- нарушением дыхания;
- дисфагией;
- дисфонией;
- подкожной эмфиземой в области шеи;
- характерными потрескивающими звуками при аускультации сердца в момент систолы (симптом Хаммена).
Баротравма уха
Баротравмы наружного, среднего и внутреннего уха встречаются наиболее часто. Их первые симптомы – боль и чувство заложенности в ушах. Если давление внутри полостей уха быстро не выравнивается, могут произойти разрыв барабанной перепонки, кровотечение из среднего уха, снижение слуха. При отоскопии отмечают недостаточную подвижность барабанной перепонки, гемотимпанум.
Наиболее тяжело протекают баротравмы внутреннего уха. При них случается разрыв овального или круглого окна, в результате чего появляются:
- головокружение;
- шум в ушах;
- тошнота, рвота;
- нейросенсорная тугоухость.
Баротравма придаточных пазух
Первый симптом поражения придаточных пазух при баротравме – появление в них неприятных ощущений различной степени выраженности (от умеренного чувства давления до сильной боли). Возможно носовое кровотечение. При разрыве придаточной пазухи содержащийся в ней воздух проникает в полость черепа, приводя к развитию пневмоцефалии. В таком случае пострадавшие жалуются на сильную боль в области лица и ротовой полости, невыносимую головную боль, мучительную тошноту, многократную рвоту.
Баротравма зубов
При изменении внешнего давления происходит изменение объема воздушных пузырьков, находящихся в корнях зубов, пораженных кариесом. Это становится причиной болевых ощущений, при сильной баротравме возможно даже полное разрушение зуба.
Баротравма мягких тканей под подводной маской
Во время спуска под воду необходимо систематически выравнивать давление в подмасочном пространстве. Если этого не делать, между лицом и маской образуется относительный вакуум, что приводит к подкожным кровоизлияниям лица и кровоизлияниям конъюнктивы.
Баротравма глаз
Баротравмы глаз возникают только при использовании для коррекции зрения жестких газопроницаемых контактных линз. Между ними и роговицей всегда присутствуют небольшие воздушные пузыри. При изменении давления меняется их объем, в результате чего оказывается давление на роговицу. Клинически это проявляется следующими симптомами:
- боль в глазах;
- появление ореола при взгляде на яркий источник света;
- значительное снижение остроты зрения.
Баротравма органов желудочно-кишечного тракта
Во время погружения под воду при неправильной технике дыхания водолаз может заглатывать небольшие объемы воздуха. Во время быстрого подъема данный воздух резко увеличивается в объеме, вызывая:
- ощущение переполненности в брюшной полости;
- боль в животе;
- метеоризм;
- отрыжку;
- кишечные спазмы.
Как правило, описанные симптомы после поднятия на поверхность быстро исчезают, не требуя лечения. Однако в редких случаях возможна тяжелая баротравма желудка или кишечника, сопровождающаяся разрывом органа. В подобном случае развивается клиническая картина острого живота, для которой характерны:
- боль в животе высокой интенсивности;
- сильное напряжение мышц живота («доскообразный» живот);
- положительный симптом Щеткина – Блюмберга, свидетельствующий о раздражении брюшины (если мягко надавить на живот и затем быстро отдернуть руку, боль резко усилится).
Определение
Термин «неконтролируемая декомпрессия» относится к незапланированному падению давления в объектах, внутри которых находятся люди, например салон самолёта на большой высоте, космический корабль, или барокамера, в то время, как сходные по механике процесса повреждения сосудов высокого давления, используемых для хранения газа или жидкости под давлением, обычно называют взрыв, или используют другие термины, например BLEVE и т. п. в зависимости от конкретной ситуации.
Непосредственной причиной декомпрессии является либо разрушение корпуса самолёта (или космического корабля), либо отказ системы кондиционирования, приводящий к постепенному выравниванию давления снаружи и внутри летательного аппарата. Скорость и сила декомпрессии зависит от размера самого объекта (самолёта, космического корабля), перепада давления между внутренней и внешней средой и размера отверстия утечки.
Взрывная декомпрессия
Возникает в случае, если скорость падения давления превышает скорость выхода воздуха из лёгких. Существует городская легенда, что при взрывной декомпрессии авиапассажиров буквально разрывает, и уж во всяком случае они погибают.
На самом деле, даже в случае внезапного образования значительного (порядка 10**1 кв.м.) отверстия в фюзеляже пассажирского авиалайнера и взрывной декомпрессии, относительное изменение давления невелико, около 0.3 - 0.5 атм, и есть риск баротравм лишь слабой степени тяжести (барабанных перепонок и легких). Так произошло, например, во время взрывной декомпрессии салона на рейсе AQ-243 Aloha Airlines в 1988 году. На высоте более 7 000 м была сорвана очень значительная часть верхней обшивки переднего салона, более 30 кв.м. Лишь пассажиры, сидевшие непосредственно под сорванной крышей переднего салона, получили слабую баротравматическую эмфизему легких и были отпущены домой в тот же день после осмотра в больнице, один пассажир получил баротравму уха слабой степени (покраснение и болезненность перепонки), остальные пассажиры от баротравм не пострадали вовсе (хотя некоторые были госпитализированы из-за механических травм).
Однако при взрывной декомпрессии с большим перепадом давления, что может произойти, например, с водолазами, смертельный риск присутствует. Хорошо известен и задокументирован несчастный случай на буровой платформе Byford Dolphin в 1983 году. Произошла взрывная декомпрессия с чрезвычайно большим перепадом давления в 8 атм (соответствует мгновенному всплытию с глубины почти в сто метров после длительной работы на глубине). Пятеро водолазов погибли: четверо от сильной газовой эмболии и повреждении внутренних органов при вскипании крови и один был разорван при выбросе через узкое отверстие люка водолазной камеры.
Быстрая декомпрессия
Быстрая декомпрессия происходит медленнее, чем за несколько секунд, хотя давление в лёгких при выдохе и при открытых дыхательных путях может падать все же медленнее, чем в окружающей человека среде. Риск баротравмы авиапассажира практически отсутствует, хотя теоретически сохраняется. Риск баротравмы при больших перепадах давления, например у водолаза, велик в случае задержки дыхания и несоблюдения правил водолазных погружений. Степень тяжести возможных повреждений при этом также может быть любой, вплоть до .
Медленная декомпрессия
Медленная, или постепенная, декомпрессия происходит медленно и вплоть до появления признаков гипоксии обнаруживается только с помощью приборов. Может возникнуть в результате разгерметизации самолёта, набирающего высоту. Например, катастрофа рейса 522 Helios Airways произошла из-за того, что была отключена система автоматического регулирования давления в кабине.
диагностика
анализатор кислотно-основного баланса крови
С точкой зрения баротравмы диагностики для клинического обследования пострадавшего человека будет включать в себя следующее:
Лаборатория:
- Креатинкиназы (КФК) Уровень: Повышение уровня КФК указывают на повреждение тканей , связанного с декомпрессионной болезни.
- Полный анализ крови (CBC)
- Артериальные газы крови (АБГ) определение
обработки изображений:
- Грудь рентгенография может показать пневмоторакс, и указывается, есть ли дискомфорт в груди или затрудненное дыхание
- Компьютерная томография (КТ) и магнитно — резонансная томография (МРТ) могут быть указаны , когда есть сильная головная боль или сильная боль в спине после погружения.
- КТ является наиболее чувствительным методом оценки для пневмоторакса. Он может быть использован, когда баротравмы связанного пневмоторакса подозревается и рентгенография грудной клетки результаты отрицательны.
- Эхокардиография может использоваться для определения количества и размера газовых пузырьков в правой стороне сердца.
Ухо баротравмы
Баротравма может влиять на внешний, средний, или внутреннее ухо. Среднее ухо баротравма (MEBT) является наиболее распространенной, испытываемым от 10% до 30% от водолазов и из — за недостаточное уравновешивание среднего уха . Внешние баротравмы уха могут произойти при всплытии , если воздух под высоким давлением в ловушке в наружном слуховом проходе либо манжетное водолазное снаряжением или ушной серой. Внутренние баротравмы уха (IEBT), хотя и гораздо реже , чем MEBT, разделяют подобный механизм. Механическая травма внутреннего уха может привести к различной степени проводящей и нейросенсорной потери слуха , а также головокружение . Кроме того , общее для условия , влияющее на внутреннее ухо , чтобы привести к слуховой гиперчувствительности.
Barosinusitis
В пазухах похожие на другую заполненный воздух полости подвержены баротравмам , если их отверстия засорения. Это может привести к боли, а также носовым кровотечением ( кровотечение из носа ).
Маска выжимать
Если маска дайвера не выравниваются при спуске относительного отрицательное давление может производить точечные кровоизлияния в области , охватываемой маской вместе с субконъюнктивальными кровоизлияниями .
Шлем выжимать
Проблема в основном исторический интерес, но до сих пор отношение к поверхности поставляемых водолазов, которые нырять со шлемом запечатанной в сухом костюме. Если шланг подачи воздуха разорван вблизи или над поверхностью, разность давлений между водой вокруг водолаза и воздухом в шланге может быть несколько баром. Обратный клапан в связи с шлемом предотвратит обратный ток, если он работает правильно, но если нет, как и в первые дни водолазный шлем, или, если это не удается, разность давлений будет стремиться сжать водолаза в жесткой шлем, который может привести к серьезной травме. Тот же эффект может быть результатом большой и быстрым увеличением глубины, если подача воздуха недостаточна, чтобы идти в ногу с увеличением давления окружающей среды.
Легочная баротравмы
Легких избыточное давление травма в водолазах атмосферного давления с использованием подводного дыхательного аппарата обычно вызываются задержки дыхания на подъеме. Сжатый газ в легких расширяется как давление окружающей среды уменьшается в результате чего легких к чрезмерному расширению и разрыва , если водолаз не позволяет газу избежать пути поддержания открытых дыхательных путей , как и в нормальном дыхании. Легкие не чувствуют боли , когда над вспененными давая водолаз мало предупреждения , чтобы предотвратить травмы. Это не влияет на задержку дыхания водолазов , поскольку они приносят полные легкие воздуха с ними от поверхности, просто повторно расширяющейся благополучно до своего первоначального объема на подъеме. Проблема возникает только тогда , когда дыхание газа под давлением окружающей среды принимается на глубину, которая затем может расширяться при всплытии до более , чем объем легких. Легочная баротравма также может быть вызвана взрывной декомпрессией самолета под давлением.
Что такое баротравма уха?
Баротравма уха — это серьезное повреждение слухового органа, спровоцированное травмой внутренних каналов, соединяющих полость среднего уха с носоглоткой и вызванное существенными изменениями давления. Деформация слухового органа является профессиональной болезнью многих пилотов и специалистов в области взрывных работ, а также людей, тесно контактирующих с водой, — водолазов, дайверов, аквалангистов.
При устранении баротравмы большую роль играет качественное и своевременно проведенное лечение. Если не провести нужную терапию вовремя, то можно легко спровоцировать появление баротравматического отита в дальнейшем. А его значительно проще предотвратить, чем лечить.
Баротравма среднего уха
Физическое повреждение среднего уха чаще всего происходит по причине резкого ныряния в водное пространство и внезапного искажения привычных показателей давления в атмосфере, провоцирующего втягивание барабанной перепонки во внутреннюю полость слухового органа.
Из-за растяжения концевых аппаратов нервных волокон в слуховом органе появляются сильные болезненные ощущения. И если давление извне не будет нормализовано в ближайшее время, то это приведет к разрыву элемента, отвечающего за восприимчивость звуковых колебаний.
Баротравма внутреннего уха
Более серьезная разновидность баротравмы — повреждение внутреннего уха — подразумевает разрыв так называемой мембраны круглого окна (барьера между средней и внутренней полостью слухового органа). При такой травме случается излитие перилимфы в среднее ухо. И это закономерно вызывает изменение нормальной работоспособности слухового органа и развитие гипоакузии.
Важные сведения
Разгерметизация самолета — это утрата судном герметичности, как следствие воздействия внешних или внутренних факторов. Но что же это за факторы?
Выделяют следующие причины разгерметизации салона самолета:
- Технические дефекты. В этом случае детали, которые должны обеспечивать герметичность салона, не выдерживают нагрузок и не выполняют свои функции.
- Влияние человеческого фактора. Это могут быть случайные или намеренные действия пассажиров/экипажа, которые влекут за собой утрату герметичности.
- Превышение допустимых показателей нагрузок, оказываемых на летательный аппарат.
- Внешнее механическое воздействие, которое нарушает целостность корпуса самолета. Например, ракетно-пушечный обстрел.
Разгерметизация может быть запланированной, а может быть аварийной. Запланированная разгерметизация проводится перед посадкой самолета. Авиалайнеры снабжены специальной системой клапанов, благодаря чему пилоты имеют возможность совершать разгерметизацию, для выравнивания давления в салоне с давлением за бортом.
Разгерметизация корпуса может быть аварийной. Если она происходит резко и стремительно, самолет, к сожалению, практически всегда обречен на катастрофу. Разрушается корпусная часть самолета, он, так сказать, разваливается на лету. Пассажиры вместе с экипажем могут погибнуть из-за резкого перепада давления и кислородного голодания.
Следует отметить, что постепенная потеря герметичности никак не влияет на работу двигателей и самолет продолжает полет. А вот для пассажиров салона и экипаж лайнера подобная ситуация может иметь печальные последствия.
Лечение баротравмы
Легкая степень травмирования в лечении, как правило, не нуждается. Мембрана после выравнивания давления самостоятельно встает на место, не теряя своей эластичности.
При серьезной баротравме уха лечение будет длительным, и оно обязательно должно проводиться под контролем отоларинголога. Перед посещением специалиста следует оказать себе первую помощь:
Осторожно очистить поверхность ушного прохода ватной палочкой от серных масс и крови;
во избежание попадания в среднюю полость через перфорированную мембрану патогенной флоры следует заложить слуховой проход шариком из стерильной ваты;
при непроходящих болезненных симптомах можно принять болеутоляющий препарат.
Специалист после осмотра и оценки состояния слухового органа произведет дезинфекцию, а при наличии кровотечения закапает в канал сосудосуживающий препарат.
При разрыве барабанной перепонки следует регулярно посещать специалиста для контроля темпов восстановления ее целостности. Если мембрана будет плохо зарастать, вам будет показана мирингопластика — операция, в ходе которой хирург произведет сшивание пленки рассасывающимся шовным материалом.
Мифы
Воздействие вакуума заставляет организм взорваться
Этот устойчивый миф основан на неспособности различать между двумя типами декомпрессии и их преувеличенным изображением в некоторых художественных произведениях . Первый тип декомпрессии имеет дело с изменением от нормального атмосферного давления (одна атмосфера ) в вакуумной атмосфере (ноль) , которая, как правило , сосредоточенной вокруг исследования космоса . Второй тип изменений декомпрессии с исключительно высоким давлением (много атмосфер) до нормального атмосферного давления (одна атмосфера) как то , что было бы быть найдено из глубоководных погружений .
Первый тип является более распространенным , как снижение давления от нормального атмосферного давления до вакуума можно найти как в освоении космического пространства и высокие высоты авиации . Исследования и опыт показали , что в то время как вызывает отек, кожа человека является достаточно жесткой , чтобы выдерживать падение одной атмосферы . Одной из основных проблем вакуумного воздействия является гипоксия , в котором тело лишается кислорода , что приводит к потере сознания в течение нескольких секунд. Быстрая неконтролируемая декомпрессия может быть гораздо более опасной , чем сама воздействия вакуума. Даже если жертва не задерживать дыхание, вентилирование через трахею может быть слишком медленным , чтобы предотвратить фатальный разрыв тонких альвеол этих легких . Барабанная перепонка и пазухи могут быть разорваны путем быстрой декомпрессии, мягкие ткани могут поражать и просочиться кровью, и стресс от шока ускоряет потребление кислорода, что приводит к гипоксии. При экстремально низких давлениях , встречающихся на высоте над около 63000 футов (19000 м), температура кипения воды становится меньше , чем нормальная температура тела. Эта мера высоты известна как предел Армстронга , который является практическим пределом живучести высоты без избыточного давления. Фиктивные счета органов взрывались из — за воздействия из вакуума включают среди прочего смерти персонажа в фильме Total Recall , когда он подвергается воздействию атмосферы Марса .
Второй тип встречается редко , так как она включает в себя падение давления в течение нескольких атмосфер, что потребовало бы человеку были помещены в сосуд высокого давления. Единственная вероятная ситуация , в которой это может произойти, во время декомпрессии после глубоководных погружений. Падение давления как малые , как 100 мм рт.ст. (13 кПа), который не производит каких — либо симптомов , если это происходит постепенно, может привести к летальному исходу , если это происходит внезапно. Такой произошел в 1983 году в Северном море , где насильственная взрывная декомпрессия из девяти атмосфер до одного вызванной четырех водолазов , чтобы умереть мгновенно от массивной и смертельной баротравмы . Фиктивные счета этого включают сцену из фильма Лицензия на убийство , когда взрывается голова персонажа после его гипербарической камере быстро разгерметизации, а другой в фильме DeepStar Six , в котором быстрое разгерметизации вызывает характер кровотечения обильное перед взрывом аналогичным образом ,
Небольшое отверстие будет дуть человек из фюзеляжа
В 2004 году ТВ — шоу Разрушители исследовали если внезапная разгерметизация происходит , когда пуля обжигают через фюзеляж самолета по с использованием самолета под давлением и несколько масштабных испытаний. Результаты этих испытаний предположил , что фюзеляж конструкция не позволяет людям быть выдувается. Профессиональный пилот Дэвид Ломбардо утверждает , что пулевое отверстие не будет иметь никакого влияния на воспринимаемое давлениях в кабине , как отверстие будет меньше , чем открытие воздушного судна . НАСА ученый Джеффри А. Ландис указывает, однако , что воздействие зависит от размера отверстия, которая может быть расширена за счет мусора , который продувают через него. Landis продолжал говорить , что «это займет около 100 секунд , давление , чтобы уравнять через примерно 30,0 см (11,8 дюйма) отверстие в фюзеляже Боинг 747.» Затем он сказал , что кто -то сидит рядом с отверстием будет иметь полтонны силы потянув их в направлении от него. 17 апреля 2018 года сиденье-опоясанные женщина на юго — западе Airlines рейс 1380 был частично взорван через окно самолета , который был нарушен из — за мусора от отказа двигателя . Несмотря на то, что другие пассажиры смогли вытащить ее обратно, позже она скончалась от травм.
Что делать при разгерметизации
Вы, конечно, можете подумать, что пассажир не успеет ничего предпринять и его снесет воздушным потоком. Успокоим вас – для таких случаев предусмотрены ремни безопасности. Они плотно фиксируют человека в пассажирском кресле, даже если пробоина в самолете диаметром с футбольный мяч.
Помимо этого, система безопасности предусматривает выдачу кислородных масок в случае аварийной ситуации. Конечно, объем кислорода позволит нормально дышать всем пассажирам и экипажу самолета не более 15 минут. Но этого времени пилоту должно хватить для снижения на безопасную высоту. На высоте 3 км воздух уже не настолько разрежен и дыхание возможно без кислородной маски.
После всей прочитанной информации главное — не пугаться предстоящих перелетов. Жизнь, конечно, полна неожиданностей, но работники аэропортов тщательно следят за состоянием авиапарка.
Каждый самолет, вне зависимости от размеров, вместительности и дальности полета, в обязательном порядке проходит технические проверки. Такие проверки комплексные, но при этом тщательные. Корпус транспорта полностью проверяется на наличие микротрещин и более явных повреждений целостности.
Стоит отметить, что вероятность попасть под машину на вечерней прогулке в тысячи раз превышает шансы попасть в аварию с разгерметизацией корпуса самолета. Ведь подобные инциденты имеют место, по большей части, в военной авиации. Пассажирские перевозки намного более безопасны, чем вы можете подумать. Поэтому нет никакого повода отказывать себе в быстром и комфортном путешествии. Ведь помимо технического контроля на авиабазе полный контроль авиалайнера совершает опытный экипаж.
Международные стандарты
Разгерметизации экспозиция Интеграла (DEI) является количественной моделью , которая используется FAA для обеспечения соответствия с директивами проектирования декомпрессионной связанным. Модель основана на том , что давление , которое субъект подвергается и продолжительность этого воздействия являются двумя наиболее важными факторами при игре в случае декомпрессии.
Другие национальные и международные стандарты для взрывоопасных испытаний декомпрессионных включают в себя:
- MIL-STD -810, 202
- RTCA / DO-160
- NORSOK M710
- API 17K и 17J
- NACE TM0192 и TM0297
- TOTALELFFINA ИП ТКС 142 Приложение H
Причина смерти при взрывной декомпрессии
Сравнительно-патологические данные показывают, что смерть при быстрой декомпрессия зависит не от гипобарии. В.Я. Луханин (1970) сообщает, то при коэффициенте утечки 2,6 м2/м3 и 0,16 м2/м3 в его опытах остались в живых все животные, когда рекомпрессия до исходного уровня проводилась немедленно после достижения конечного давления. В литературе имеются сообщения о скоропостижнной смерти при взрывной декомпрессии, что авторы объясняют шоком, «таранящим аффектом» газов в результате тканевой эмфиземы, но не собственно гипобарией. Однако не удается установить прямой зависимости между размером подкожной эмфиземы и переносимостью быстрой гипобарии. Согласно данным А.Г. Кузнецова (1967), наиболее обширная эмфизема наблюдается у животных с хорошо развитой подкожной клетчаткой, например у кроликов, которые более резистентны к быстрой гипобарии, чем мыши с малоразвитой подкожной клетчаткой. Но еще большая подкожная эмфизема наблюдается у лягушек, обладающих весьма большой резистентностью к быстрой гипобарии. Газовая эмболия несомненно играет роль в смертельном исходе, однако и она не имеет решающего значения.
В.Я. Луханин (1970) на основании своих данных, как и другие авторы, приходят к заключению, что основным фактором летальности при быстрой гипобарии является аноксия. Если сопоставить результаты сравнительно-патологических исследований по гипобарии с таковыми при гипоксии, то обнаруживается много общего…
Действия при разгерметизации
Что делать, если салон самолета разгерметизировался? Во-первых, не стоит паниковать. Во многих случаях летальных исход для пассажиров фиксируют в результате их хаотичных и необдуманных действий.
Во-вторых, при разгерметизации самолета необходимо воспользоваться кислородными масками. В случае аварийной ситуации они автоматически выпадают из специальных верхних отсеков.
Запас кислорода позволит нормально дышать пассажирам и членам экипажа на протяжении 15 минут. Этого времени пилоту хватит, чтобы снизить самолет до высоты 3 км. На этом воздушном рубеже воздух не такой разряженный, и в нем присутствует достаточное количество кислорода.
В-третьих, нужно пристегнуть ремни. Это не даст пассажиру выпасть из кресла из-за сильного ветра. Если есть возможность, нужно помочь соседу выполнить это действие.
Все остальное зависит от профессионализма пилотов и членов экипажа. Во многих случаях удается избежать катастрофы.