Методы диагностики заболевания
Для того, чтобы произвести полное обследование, коррекционную работу и терапию нужна помощь команды, которая состоит из невролога, нейропсихолога и логопеда.
Чтобы установить причину формирования отклонения назначают проведение КТ, магниторезонансная томография головного мозга, УЗДГ сосудов шеи и головы, а также дуплексное сканирование сосудов. Может потребоваться применение люмбальной пункции.
Обследует на наличие речевых отклонений логопед. В данном случае происходит анализ устной, письменной речи. Для того, чтобы диагностировать слухоречевую память, праксис, зрительный гнозис интеллектуальные процессы, необходимо подключить нейропсихолога.
Полная диагностика не только позволяет только установить наличие афазии, но и отличить ее от других расстройств речи: алалии( у детей), дизартрии или тугоухости.
Проведение подходящего лечения при развитии патологии
Лечение при тотальной афазии порой преподносит свои сюрпризы. Поэтому восстановление может начаться неожиданно, что говорит о феноменальных возможностях человеческого мозга. Но в большинстве случаев пациенту понадобится организации серьезной реабилитации, длящейся не меньше трех месяцев после получения травмы или инсульта.
Для достижения заметных результатов требуется делать специальные комплексы упражнений хотя бы по три часа в неделю на протяжении нескольких месяцев. Специалисты говорят, что нужно стимулировать восстановление речевой деятельности на слух. Помощь логопеда может быть разной, и зависит она от вида поражения. Логопед выявляет тип афазии и назначает подходящее лечение. Для диагностики вида производятся специально подготовленные тесты. Если есть подозрения на тотальную афазию, логопед проводит более масштабные обследования речи больного для подтверждения диагноза.
В наше время реализуются и другие методики, являющиеся восстановительной терапией. Сюда относятся использование компьютера с целью улучшения речевых способностей. Такая терапия помогает человеку активнее восстанавливать некоторые элементы речи, а специальные программы ускоряют выздоровление, но для достижения наилучших результатов потребуется помощь и участи в процессе лечения членов семьи пациента.
Восстановление и коррекция речи у больных афазией
Восстановление речи при афазии носит сложный и длительный характер. Для этой цели задействуются специалисты смежных направлений. В лечении и реабилитации пациентов с различными формами афазии принимают участие невропатологи, нейрохирурги, психотерапевты и логопеды.
Восстановление речевой функции происходит поэтапно. В первые дни заболевания в независимости от вида афазии – главная цель заключается в активации непроизвольных и автоматизированных уровней речевой функции. На данном первичном этапе главной целью является максимально активное применение автоматизированных речевых рядов и речевых стереотипов.
На момент острого периода заболевания реабилитация должна быть строго ограниченной. Её объём должен соответствовать состоянию больного и строго дозируется, чтобы не перегрузить нервную систему больного и не повышать психо-эмоциональное напряжение в фазу компенсации. Клиническим Институтом Мозга используются следующие методы подключения неречевых видов деятельности:
- Простейшее конструирование – составление простейших фигур и пирамидок, срисовывание простых фигур и других объектов.
- Лепка из пластилина.
Данные методы сочетаются с коммуникативной активностью родственников. На последующих этапах реабилитации делается акцент на активизацию больного и его вовлечения в процесс восстановления.
Активизация утраченной речевой функции в независимости от вида афазии требует системного подхода и включает нормализацию нарушенных языковых уровней. При каждой форме афазии имеются свои определённые задачи, направленные на устранение первичного дефекта:
- Афферентная моторная афазия: нормализация восприятия отдельных звуков, а также устранение и корректировка парафазий.
- Эфферентная моторная афазия: корректировка перестроения с одного слога на другой, а также с одного слова на другой.
- Сенсорная афазия: корректировка возможности восприятия и различия на слух похожих по звучанию и произношению фонем, а также понимание и осознание речи в целом.
- Динамическая афазия: нормализация функции внутренней речи и корректировка аграмматизмов.
- Акустико-мнестическая афазия: увеличение объёма слухо-речевой памяти и устранение проблем восприятия речи.
- Семантическая афазия: нормализация способности к анализу и синтезу речевых структур.
В дальнейшем работа направлена на устранение вторичных дефектов восприятия и осознания речи. Увеличение активного словаря, восстановление грамматики, чтения и письма.
Клинический институт мозга
Рейтинг: 5/5 —
2 голосов
Методы коррекции
Приведен типовой план реабилитации при динамической дисфазии. Для человека с этим расстройством речи необходимы следующие методы:
Упражнения на преодоление ошибок в грамматической структуре.
Предлагаются такие задания:
- составить предложения из отдельно данных слов, которые согласованы между собой;
- составить фразы из 2 слов, которые несогласованы между собой;
- закончить фразу из неоконченного предложения (Дмитрий купил молока, потому что…).
- Упражнения на преодоление трудностей в планировании фразы:
- пациенту показывают сюжетные картинки, по которым необходимо кратко рассказать мотив главных героев;
- больному дают прочитать краткий рассказ, после чего нужно выделить в нем главную мысль;
- пациенту дают прочитать известные устойчивые фразы и просят его объяснить их смысл (вода камень точит, яблока от яблони не далеко падают);
- больного просят составить краткую автобиографию: как зовут, где родился, какие есть хобби, какие любимые блюда.
Не нашли подходящий ответ?Найдите врача и задайте ему вопрос!
Симптомы
Для динамической афазии наиболее характерно нарушение построения развернутого высказывания. Отдельные звуки произносятся и воспринимаются правильно, артикуляция не нарушена. Больной может высказывать отдельные слова и короткие фразы.
Симптомы грубой дисфазии проявляются нарушением спонтанности и инициативности речи: больному трудно начать диалог, а если он и начался, то фразы состоят из шаблонных и стереотипных слов и словосочетаний. Грубая афазия также характеризуется наличием эхо-симптомов, в особенности эхолалии и эхопраксии. Эхолалия — это симптом, характеризующийся повторением одного и того же слова, эхопраксия – повтор одного и того же действия.
Характеристика динамической афазии состоит из двух фундаментальных структур:
- Состояние импрессивной речи.
- Состояние экспрессивной речи.
Импрессивная речь
Это – понимание устной и письменной речи. Очаг поражения при динамической афазии вовлекает не только развертывание высказывания, но и понимание.
При легкой дисфазии больной понимает разговор, если та выражена с интонациями, с присутствием пауз и произносится медленно. Если слова произносится быстро, или в диалоге нет акцентированной интонации, понимание устной речи затрудняется.
При тяжелой дисфазии нарушается понимание слов, утрачивается «чувство языка и речи». Недоступны для понимания сложные фразы, предложения с двумя «не», речевые обороты и словосочетания. Это нарушение обусловлено снижением внимания на отдельных словах, так как пациент пытается объять сразу все предложение или фразу, не придавая значению отдельным ее элементам.
Экспрессивная речь
Нарушение экспрессивной речи отражает затруднение в построении плана высказывания и программировании моторных действий. Краткое повествование отличается банальностью и шаблонностью словестных структур при сохранности грамматической составляющей. Патология обуславливается аспонтанностью и скупостью фразы. А.Р. Лурия приводит пример речи больного, которому он показывал сюжетные картинки: «Хозяин, у него курица, несет яйцо. Хозяин убил курицу».
Клиническая картина дополняется амнестическими признаками. Так, пациент забывает имена, наименования предметов, адрес дома и названия улиц. Однако этот симптом отличается от акустико-мнестической афазии, при которой человек пытается описать предмет или явление.
Присутствуют трудности обратного отсчета: больные не могут отсчитать, например, от 10 до 1.
Если локализация очага вовлекает большую часть лобной доли, то у пациента возникают нарушения мотивов и воли. Отмечается снижение побуждений, интереса к миру. Пациенты не интересуются у врача своим здоровьем и прогноз лечения, неохотно пьют лекарства.
Нарушается спонтанность речи. При тяжелой дисфазии больные произносят шаблоны и стереотипы, встречающиеся в повседневной жизни. Диалог изобилует преимущественно бытовыми и разговорными фразами. При попытке аспонтанной речи резко теряются интонации.
Разговор людей с афазией средней тяжести отличается однообразными высказываниями. Присутствует телеграфный стиль повествования, при котором произносятся только глаголы и существительные, также отсутствуют служебные элементы: союзы, прилагательные.
При легком варианте присутствует спонтанность, однако диалог состоит из бедных логических структур и изобилует стереотипными фразами. Часто слышны повторяющиеся словестные обороты и отсутствие интонаций. В разговоре отмечается малое количество служебных элементов, которые присутствуют в разговоре.
Диалог при тяжелой дисфазии наполнен элементарными разговорными конструкциями. Чаще всего это ответы «да» или «нет». При заинтересованности в разговоре больные произносят более сложно организованные структуры, но не сложнее словесных шаблонов. Афазия умеренной и легкой степени отличается сохранностью диалогической речи.
При тяжелой афазии пациенты не могут пересказать текст даже своими словами. При умеренной и легкой степени люди могут пересказать текст ответами на вопросы. По качеству ответов врачу ясно, понимает ли человек слова и их смысл, или нет.
Чтение не нарушается даже при тяжелой степени расстройства. Единственная трудность – при чтении пациенты застревают на определенном слове, однако быстро переключаются. Нарушения письма не наблюдаются.
Диагностика
Чтобы понять истинные причины афазии, больного следует тщательно диагностировать и изучить опытным специалистам. Для этого следует пройти обследование у многих врачей: психологов, логопедов, неврологов. Часто диагностика афазии проходит с помощью серьезного оборудования. Больному могут изучать мозг с помощью МРТ, УЗИ, ангиографии, различных видов сканирования. Диагностика основывается и на прямом устном контакте с больным, чтобы правильно провести анализ его разлада речи.
Афазия у детей диагностируется не так четко, как у взрослых, поскольку у многих еще не развита правильная и связная речь. Часто дети не выговаривают довольно долго многие буквы и звуки по природным причинам развития или специфики физиологии. При диагностировании четко определяются виды афазии, их степень развития, запущенность, формы афазии. Кроме самой речи, изучается слухоречевая память, зрительная память больного, письменная речь, грамматика, чтение, устная речь
Афазия у детей может часто «маскировать» под другие заболевания, поэтому так важно вовремя обследовать такого ребенка
Симптомы
Амнестическая афазия характеризуется трудностью называния предметов. Признаки амнестической афазии:
- Снижение скорости обработки понимания слов. Так, например, это выявляется, когда с больным быстро говорить. Пациенту нужно больше времени, чтобы понять смысл озвученной ему информации.
- Невозможность повторить основную суть повествования. Например, общаясь с пациентом, вы рассказываете ему небольшую историю. После просьбы повторить больной из 20 слов рассказа воспроизводит 3-4. Здесь же бывает характерно ретроактивное торможение, при котором пациент повторяет последние несколько слов из предложения, а первые забывает.
- Словесная реминисценция. Больному хорошо удается воспроизвести материал рассказа спустя несколько часов.
- Активная жестикуляция и мимика. Чтобы передать больше информации, больной обращается к выраженным интонациям, движениям рук и мимике. Таким образом пациент пытается компенсировать дефект речи.
Дополнительная и не обязательная характеристика амнестической афазии (возникает не у всех):
- Слабые зрительные образы, связанные с предметом, который назван врачом.
- Речь замедлена, между словами присутствуют паузы длиной в несколько секунд.
Разновидности заболевания
У больных афазией речевые расстройства могут принимать разные формы, проявление которых зависит от локализации и степени поражения головного мозга:
- Моторная афазия или афазия Брока. Речевое расстройство, которое возникает при поражении двигательного речевого центра, также называемого центром Брока. Больной афазией начинает выражаться в телеграфном стиле, с трудом переключается с одного слова на другое, заменяет одни звуки другими, демонстрирует грубые нарушения чтения и письма.
- Динамическая афазия. При этой форме афазии больной не может построить внутреннюю программу высказывания. Это явление называют распадом внутренней речи, оно возникает по причине поражения префронтальной области левого полушария у правшей.
- Афферентная моторная афазия. В основе заболевания – поражение задне-центральной и теменной областей коры. В речи это выражается тем, что больной афазией не различает близкие по артикуляции звуки, например картофель-кардофель. При моторной афазии человек путает артикуляционные ощущения.
- Сенсорная афазия или афазия Вернике. При этой форме заболевания возникает нарушение звукового состава слов.
- Акустико-гностическая афазия. Разновидность нарушения, когда больной утрачивает способность интерпретировать звуки речи.
- Акустико-мнестическая афазия. У больного сужается объем слухоречевой памяти, он не способен удерживать в голове весь комплекс слухоречевой информации.
- Оптико-мнестическая афазия. Разновидность заболевания, при которой у больного нарушается зрительная память, и он испытывает слабость в создании зрительных образов слов.
- Амнестическая афазия. Заболевание связано с поражением теменно-височной области и вызывает трудности в назывании предметов. Больной афазией этой формы знает их назначение, но забывает название.
- Номинальная афазия. Похожа на амнестическую и тоже связана с затруднением называния предметов, но является симптомом болезни Альцгеймера.
- Семантическая афазия. Связана с дефектами симультанного анализа и синтеза речи. Больной утрачивает способность понимать сложные логико-грамматические конструкции.
В упрощенной классификации применяются лишь две формы афазии – моторная и сенсорная. Под моторной афазией понимается состояние, когда пациент хорошо понимает устную речь, но не может произносить слова и фразы. Полностью осознавая произнесенную окружающими речь, больной с трудом пользуется предлогами и артиклями, путается во временах и падежах.
При моторной афазии пациенту трудно переключаться со слова на слово и даже со слога на слог, поскольку его речевые стереотипы становятся инертными. Ему все труднее становится искать нужные слова и даже их синонимы. При моторной афазии больным сложно произносить связные фразы, сохраняя смысл высказывания.
Под сенсорной афазией понимается состояние, когда больной не понимает речь, но может произносить слова и фразы. Про него говорят, что он испытывает глухоту на слова. Больной сенсорной афазией и вправду не различает звуковой состав слов. И тогда при правильном повторении слова возникает феномен «отчуждения смысла слова». Сенсорная афазия – довольно странное состояние, при котором родной язык звучит как иностранный. Речь при этом становится бессмысленной. Хотя сенсорная афазия не мешает выполнять односложные слова и команды.
ДИЗАРТРИЯ
Дизартрия – это
нарушение произносительной стороны речи, обусловленное нарушением, недостаточностью,
иннервации речевого аппарата.
Клинические
формы дизартрии определяются в зависимости от того, какой именно отдел
двигательной системы пострадал. При всех формах дизартрии нарушается
звукопроизношение за счет неточной моторной установки для воспроизведения фонематических признаков. Внятность
произношения снижается в связи с усилением слюноотделения и появлением
характерных хлюпающих звуков. Просодические характеристики речи также
нарушаются.
В зависимости
от локализации очага поражения выделяются бульбарная, псевдобульбарная,
экстрапирамидная, мозжечковая и корковая формы. Топическая классификация
дизартрии по Е.Н.Винарской.
Бульбарная
форма дизартрии
Обусловлена
поражением ядер, корешков или периферических стволов черепно-мозговых нервов,
находящихся в продолговатом мозге. При таких поражениях развиваются вялые
параличи в мышцах речевых органов, приводящие к потере любых движений —
произвольных и непроизвольных. В связи с тем, что поражение может носить
очаговый характер, соответственно, из акта произношения исключаются действия
тех или иных мышц. Ограничение движения мышц приводит к стойким расстройствам
произношения. При наиболее выраженных расстройствах ассортимент произносимых
звуков может быть сужен до 2-3. В речи больных появляются дополнительные
призвуки, вызванные нарушением дополнительным мышечным напряжением. Внятность
речи страдает пропорционально тяжести и распространенности параличей и парезов
в оральной области. Нарушены как произвольные, так и непроизвольные движения.
Отмечается нечеткость, приглушенность звукопроизношения, назализация звуков.
Псевдобульбарная
форма дизартрии
Возникает при
поражении пирамидных путей на участке от коры до продолговатого мозга. При
данной локализации очага поражения
характерны спастические параличи с нарушением управления произвольными
движениями. Высоко автоматизированные движения, регулируемые на подкорковом
уровне, сохраняются. В речи избирательно страдают сложные в артикуляционном
отношении звуки, требующие более точных мышечных движений. Определяется
повышенный тонус мышц языка и глотки, ограниченность движения губ и языка,
слюнотечение, оральные синкинезии. Речь монотонная, смазанная, голос
немодулированный.
Экстрапирамидная
дизартрия
Является
следствием поражения экстрапирамидной системы. Нарушается управление тонусом
мышц. Возникает дистония и наиболее характерные симптомы – гиперкинезы.
Гиперкинезы проявляются в виде ритмических сокращений мышц (хореический гиперкинез)
и волнообразных движений (атетоидный гиперкинез). Гиперкинезы усиливаются
при усложнении движения и повышения
уровня его произвольности. Поэтому при экстрапирамидной дизартрии наблюдаются
расстройства произношения артикуляционно сложных звуков и выраженные нарушения
просодических компонентов речи.
Корковая
дизартрия
Следствие
очаговых поражений двигательных зон коры головного мозга. Характерны такие
нарушения как дезорганизация сложных
двигательных навыков. Иерархическая структура движений распадается, и все его
элементы, по сути, уравниваются. Отсутствует плавность речи, может быть
саливация.
Мозжечковая
дизартрия
Возникает при
поражении мозжечка или его проводящих путей, речь замедленная, толчкообразная,
скандированная. Снижен тонус и подвижность мышц языка. Выраженные нарушения
темпа и плавности речи.
Афазия: причины речевых расстройств
Во всех без исключения случаях, данная аномалия выступает следствием органического повреждения структур головного мозга, отвечающих за обеспечение речевой деятельности.
Тяжелая речевая дисфункция часто возникает после испытанных травматических воздействий на зону черепа. После травм структурных отделов головы ухудшение речи происходит стремительно.
Афазия может стартовать на фоне присутствия у субъекта доброкачественных или злокачественных новообразований в отделах мозга. Если афазия вызвана опухолями головного мозга и соседних образований, то ухудшение способностей к речи развивается у индивидуума постепенно.
Нередко причиной этого речевого расстройства выступают тяжелые сбои в мозговом кровообращении, наблюдаемые при гипертензивном внутримозговом кровоизлиянии или при ишемическом инсульте. В таких ситуациях патологический симптомокомплекс формируется молниеносно. При этом определяются довольно тяжелые проблемы в речевых возможностях.
Причиной афазии также являются воспалительные заболевания головного мозга. Чаще всего возникновение речевых расстройств является результатом вирусных и микробных энцефалитов. Афазия может быть следствием лейкоэнцефалита Шильдера – дегенеративно-демиелинизирующего поражения структур мозга.
Еще одна причина появления речевых расстройств – хронические патологии центральной нервной системы, имеющие прогрессирующий характер. Афазия фиксируется при деменции альцгеймеровского типа и при болезни Пика.
У небольшого количества пациентов речевые нарушения выступают следствием проведенных хирургических вмешательств, затронувших отделы мозга.
В группе риска развития афазии присутствуют люди, перешагнувшие шестидесятилетний рубеж. Вероятность возникновения сложностей в говорении присутствует у лиц, в семейном анамнезе которых были зафиксированы случаи афазии. Провокатором этой патологии может быть атеросклероз – хроническое заболевание, при котором в просветах кровеносных русел откладывается холестерин по типу атероматозных бляшек. Не менее рискуют особы, страдающие артериальной гипертензией – гипертонической болезнью. Нередко афазии определяются у людей, имеющих ревматические пороки сердечной мышцы и ее клапанов. Высокая угроза развития расстройств речи присутствует у особ, которые перенесли транзиторные ишемические атаки.
Тяжесть речевых расстройств напрямую зависит от локализации поврежденного участка и размеров очага поражения. На исход синдрома также влияет предшествующее болезни состояние организма человека. Более быстрое возобновление речевой функции характерно для больных молодого возраста, что объясняется лучшими компенсаторными возможностями их организма в сравнении с потенциалом пожилых лиц.
Диагностика речевых расстройств
В неврологии специалисты не склонны долго опрашивать пациента, чтобы дифференцировать вид речевого расстройства. После быстрого осмотра, определения вида афазии, пациента отправляют на нейровизуализацию (компьютерную или магнитно-резонансную томографию) для выяснения причины. Но это в корне неверно. Адекватная логопедическая диагностика дает возможность следить за динамикой пациента, помогает понять прогноз для жизни и работы.
В остром периоде неврологических заболеваний упражнения максимально упрощены. Логопед должен выяснить, сохранены ли следующие аспекты речи:
- Понимание – больного просят повторить элементарные команды (закрыть глаза, показать язык), потом задание усложняют (дотронуться пальцем правой руки до левого уха).
- Называние – просят назвать реальные предметы, части тела, описать картинки.
- Повторение – больной повторяет за логопедом отдельные слова, слоги, а потом предложения.
- Спонтанная речь – пациент должен посчитать от 1 до 10, перечислить дни недели. Потом с ним пытаются вести развернутый диалог.
- Чтение – сначала дают прочитать отдельные короткие слова, а потом целые абзацы.
- Письмо – пациент пишет собственные инициалы, простые слова под диктовку. В дальнейшем его просят письменно отвечать на вопросы.