Что собой представляет кризис
Если говорить кратко, кризис новорожденности в психологии — это сам факт рождения ребенка. Такое резкое изменение комфортных условий в утробе матери на новые условия вызывают у младенца большой стресс.
Причины этого кризиса делятся на две группы:
- физиологические (ребенок становится больше не связан пуповиной с матерью, меняет способ питания, попадает в воздушную среду, ощущает холод, яркий свет);
- психологические (ребенок испытывает тревогу и незащищенность, т.к. больше не чувствует всем телом материнское тепло).
Согласно Л. С. Выготскому, кризис новорожденности длится от 4 до 6 недель жизни ребенка, пока у него не появится комплекс оживления. До этого у младенца не сформирован ни один акт поведения, он практически все время спит.
Это значит, что без заботы и внимания мамы или другого близкого человека малыш не сможет выжить. Такая зависимость от взрослых и невозможность выразить свои желания провоцирует дальнейшее активное развитие всех систем ребенка.
Кратко – о возрастных кризисах
Возрастные кризисы относятся к нормативным изменениям, необходимым для нормального поступательного психического развития. В целом возрастные кризисы, которые человек последовательно проходит на протяжении жизни, сопровождаются кардинальными перестройками психики в связи с переходом с одной стадии развития на другую и сменой социальной ситуации развития (Л. С. Выготский), а также – ведущей деятельности (Д. Б. Эльконин).
Суть возрастных кризисов – в изменении системы связей человека с окружающей действительностью и его отношения к ней. Правильное прохождение возрастных кризисов обеспечивает нормальное психическое развитие (в детстве) и удовлетворяющую человека реализацию его свойств и способностей (во взрослом возрасте).
Психологи признают, что проблематика возрастных кризисов в онтогенезе остается актуальной, очень интересной, но не вполне теоретически и экспериментально разработанной.
Советы доктора Комаровского
Доктор Комаровский кризис 1 года у ребенка называет капризной порой. В работах этого автора можно найти советы по преодолению кризиса 1 года:
Прежде чем заниматься домашним хозяйством после возвращения домой, маме рекомендуется уделить полчаса ребенку: поиграть с ним, поговорить, посадив к себе на колени. Затем можно вместе отправиться на кухню. Пока мама занята приготовлением ужина, ребенок с удовольствием посидит рядом с ней, наблюдая за ее действиями или играя кастрюлями.
Помочь ребенку смириться с тем, что маме некоторое время нужно побыть одной в ванной комнате, могут яркие картинки или фантики от конфет. Взяв с собой несколько таких картинок, мама может увлечь тревожного малыша интересной игрой: малыш с нетерпением ждет, когда из-под двери появится очередная яркая картинка. Если картинок под рукой нет, можно петь песни. Слыша голос мамы, малыш не будет переживать из-за того, что она исчезла.
Смириться с запретами ребенку будет легче, если родители будут предлагать альтернативные разрешенные действия. Например: «Книжку нельзя рвать. Ее можно листать и смотреть картинки», «Когда кота дергают за хвост, ему больно. Кота можно только гладить».
Стимулировать соблюдение режимных моментов помогут игрушки. Если ребенок не хочет чистить зубы, можно попросить плюшевого мишку показать, как он чистит зубки
Если перед сном девочка капризничает, можно обратить ее внимание на то, что кукла Катя уже спит, потому что она послушная.
Эффективным способом купирования вспышки негативных эмоций является переключение внимания малыша на что-то другое.
Мнение психологов
Итак, кризис необходимое условия развития личности. Как считал Л.С. Выгодский, есть два типа возрастов: стабильный и критический. В критический для человека период происходит бурное развитие. Данный период характеризуется нарушением гармонии между ребенком и окружающей его средой, к тому же, в это время происходит распад старых представлений и появляются новые о мире и самом себе.
Что меняется в психологии ребенка
Однако мы встречаемся и с противоположным мнением психологов. Такие ученые, как Л.И. Божович и Д.Б. Леонтьев считают, что кризис это – проявление ошибок воспитания. Этот критический момент, в первую очередь связывается со сменой основного вида деятельности (переход от игр к учебе), исходя из чего, в жизни появляются новые цели. Согласно мнению Д.Б. Лентьева кризис не является необходимым этапом для перехода из одного возраста в другой, это болезненный и острый период развития. Отчасти подобное поведение детей он объясняет ошибками в воспитании родителей.
Ребенок никуда не отпускает маму – что делать
Многие мамы в кризис 1 года или в кризисы у детей после года сталкиваются с такой проблемой: нет времени делать домашние дела, так как ребенок никуда не пускает, не слезает с рук. Что делать в такой ситуации?
Прежде всего необходимо определить причину, по которой ребенок боится исчезновения мамы из поля зрения. Это могут быть:
Очень прочная психологическая зависимость ребенка от матери. Когда мама рядом, ребенок чувствует себя в безопасности. Если же она уходит, у него появляется беспокойство. Кроме того, дети очень тонко чувствуют эмоциональный настрой матери. Если женщина переживает, волнуется, оставляя малыша, он скопирует ее состояние.
Страх одиночества. Когда мама уходит, ребенок не знает точного времени ее возвращения. Он опасается, что она не вернется. Такое случается, если в качестве основного средства коррекции поведения родители используют угрозы: «Будешь так себя вести, уйду от тебя!» Когда мама уходит по делам, малыш полагает, что наступил тот момент, когда из-за его плохого поведения мама ушла.
Дефицит внимания. Если мама находится рядом с ребенком, но занята своими делами, ему не хватает общения
Видя, что мама куда-то собирается, ребенок расстраивается: он ждал, что мама обратит на него свое внимание, а она уходит.
Научить малыша спокойно воспринимать отсутствие мамы можно, если почаще играть с ним в прятки. Частые визиты близких родственников и друзей семьи способствуют формированию у него спокойного отношения к тому, что не всегда с ним рядом может находиться мама. Ничего страшного в том, что иногда рядом находится другой человек, нет.
Снижению ситуативной тревожности малыша способствует фраза мамы: «Я пойду в магазин, скоро вернусь». Такие фразы формируют доверие ребенка к матери: мама сказала, что скоро вернется, и действительно пришла через несколько минут. Это лучше, чем уйти тайком. Если ребенок был занят игрой, а потом обнаружил, что мама исчезла, он рыдает в голос. Когда мать возвращается, малютка не отходит от нее ни на шаг, опасаясь, что она снова исчезнет.
Психологи – о кризисе трех лет
Кризис трех лет – очень важный период в жизни ребенка. Это довольно непродолжительное время (от нескольких месяцев до одного года), которое разделяет возрастные стадии развития – раннего и дошкольного детства. При общем названии этот кризис у некоторых детей может начинаться в неполные три года. Пока факт более раннего начала кризиса трех лет у некоторых детей только констатируется психологами, но его причины не объясняются.
Все психологические новообразования, появившиеся в раннем детстве, прежде всего: первичное овладение речью с развитием способности называть объекты и действия словами, познание свойств и функций предметов, а также все большее физическое отделение от матери и растущая самостоятельность ребенка (в самообслуживании) – все это в период кризиса трех лет приводит к появлению осознания ребенком себя как отделенного от внешнего мира, от других людей. И ребенок всячески утверждается в этом осознании. Он ищет тому подтверждения и даже провоцирует их.
Характерным признаком такого осознания становится называние себя не по имени, а личным местоимением «я». Ребенок начинает понимать: есть «Я», и есть другие люди, и я могу делать, что хочу я, а не то, что хотят другие люди (мама, папа и пр.).
Это – действенное отделение себя, помогающее ребенку осознавать себя отдельностью от внешнего мира, оно проявляется в «делании наоборот» или «не-делании» того, что велят взрослые. Ребенок становится непослушным, плохо управляемым, противоречит взрослым ради противоречия, даже если его поведение абсурдно и противоположно его истинным, естественным желаниям.
Например, на предложение мамы собираться с прогулки домой ребенок отказывается, вопреки тому, что хочет скорее пойти домой, так как давно проголодался. Желание поступить по-своему оказывается сильнее.
Проблема или виток развития?
Непослушание ребенка воспринимается взрослыми как проблема. Для самого ребенка непослушание позволяет пережить «прелесть и возбуждающую тревожность волеизъявления» в открытом противопоставлении своих желаний ожиданиям взрослых – и не единожды, а снова и снова. Чтобы почувствовать это, ребенок говорит: «Я сам», – и затем осуществляет действие по своей воле, испытывая гордость за результат, а точнее – за факт его достижения собственными силами. Ощущать себя источником своей воли – важный момент в развитии самопостижения и самопознания.
Психологи называют и описывают несколько форм характерного (негативного) поведения ребенка в ходе кризиса трех лет:
-
негативизм (стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию);
-
упрямство (ребенок настаивает на чем-то не потому, что действительно этого хочет, а потому, что он это потребовал и не может отказаться от первоначального решения);
-
строптивость (направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет);
-
своеволие (стремление все делать самому);
-
протест-бунт (состояние войны и конфликта ребенка с окружающими);
-
обесценивание взрослого (ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей);
-
деспотизм (стремление заставить родителей делать все, что он требует; по отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность).
Психологи дают рекомендации родителям, как вести себя при том или ином негативном проявлении ребенка. Эти рекомендации, основанные на эмпирическом опыте, остаются отрывочными советами, без системного понимания того, что происходит с ребенком в это время, без объяснения, почему тот или иной конкретный ребенок ведет себя так, а не иначе.
Попытаемся объяснить это с позиций Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Как организовать адаптацию младенца
Чтобы избежать всех возможных осложнений и сформировать у новорожденного базовое доверие к миру, родители должны знать, как себя вести во время кризиса новорожденности:
- следить за комфортным для младенца температурным режимом в комнате;
- кормить ребенка по требованию столько, сколько ему будет нужно;
- налаживать коммуникацию: ласково разговаривать с малышом, обращаться к нему по имени, сопровождать все процедуры общением;
- следить за микроклиматом в семье: быть спокойными, внимательными и заботливыми родителями – ребенок улавливает эмоциональное состояние взрослых;
- проводить легкую гимнастику и массаж малышу;
- для комфортного купания рекомендуется использовать пеленку или мягкое полотенце: завернутый в нее младенец, вспоминая похожее состояние в животе мамы, будет менее тревожно воспринимать воду;
- не перегружать места, где проводит время малыш, яркими цветами и деталями — это может сильно раздражать его нервную систему (лучше остановиться на светлых пастельных тонах);
- стараться создать для ребенка режим дня и следить за его соблюдением.
Существует много взглядов на развитие и воспитание детей, которые иногда противоречат друг другу. Молодые родители не всегда понимают, к каким советам стоит отнестись скептически.
Чтобы не навредить малышу в кризисное время, необходимо точно знать, чего делать не следует.
- Не стоит с первых дней начинать активное развитие ребенка: окружать его множеством ярких игрушек, картинок, песенок и др. Это может перенасытить малыша эмоциями и впечатлениями и приведет к беспокойству. Ведь очень важным моментом развития в это время является возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Он должен научиться улавливать звуки и предметы, а реагировать на их большое количество младенцу пока сложно.
- Не оставлять ребенка одного, когда он плачет, даже если вы уверены, что удовлетворили все его потребности. Малыш не станет кричать и плакать без причины, возможно, он просто нуждается в этот момент в родительском внимании. Ситуация, когда он лежит и сильно расстраивается, не получая реакции, заставляет чувствовать сильную тревогу и одиночество. Это нарушает его базовое доверие к миру.
Диада «мать-дитя»
С физическим разделением матери и ребенка их психологическое единство еще не заканчивается. В психологии такое явление называется диада «мать-дитя», также этот период можно назвать четвертым триместром беременности.
Многие мамы с интересом замечают, что у них с малышом действительно создается какая-то неуловимая связь. Например, они различают разные оттенки плача и капризов, когда каждый означает свою причину, или просыпаются среди ночи ровно за пару секунд до пробуждения ребенка, как будто их кто-то специально разбудил.
Пока малыш беспомощен, он воспринимает и изучает все через значимого взрослого: удовлетворяет потребности, знакомится с собой и своими эмоциями, формирует отношение к окружающему миру. Если с мамой у него хороший контакт: она носит его на ручках, ласково обращается, улыбается и поглаживает, то ребенок улавливает сигнал «Все хорошо». А если от общения у него остаются негативные эмоции, то формируется установка: «Мир не безопасен, это очень плохо». Если такая ситуация повторяется из раза в раз, то установка «Я плохой» идет с ребенком и дальше во взрослую жизнь.
Ослабевает диада «мать-дитя» к 3 месяцам жизни малыша: он уже адаптировался к новым условиям жизни, понял, что мама всегда придет на помощь, и научился некоторым самостоятельным действиям. Психика к этому времени тоже претерпела изменения: ребенок стал крепче спать ночью, реже просить есть и лучше контролировать свои движения.
О полном разделении матери и малыша можно говорить к 10-14 месяцам его жизни. Теперь он полностью готов самостоятельно исследовать окружающую среду, выражать эмоции и доносить требования.
Родители, которые знают о явлении диады «мать-дитя», не только помогают младенцу мягче пройти кризис новорожденности, но и сами более спокойно адаптируются и воспринимают этот период.
«Праздник» непослушания – у каждого свой
Непослушание детей в период кризиса трех лет различается в зависимости от набора врожденных психических свойств (векторов).
Так, ребенок с кожным вектором склонен к капризам и манипуляциям для получения своей пользы-выгоды. Именно с ним «работают» родительские посулы: сделаешь, что я говорю, получишь то-то. Потом он сам начинает выдвигать условия: что именно он хочет получить, если будет слушаться.
Для ребенка с анальным вектором характерно упрямство, отказ что-либо делать, противодействие бездействием. Данные особенности поведения возникают у ребенка, если его мама с кожным вектором (в нереализованном состоянии или стрессе). Такая мама – спешащая и мельтешащая – постоянно торопит свое чадо, подгоняет и ругает за медлительность, используя порой обидные слова, чем окончательно вводит его в ступор.
Ребенок с уретральным вектором при попытках взрослых принудить его к подчинению может демонстрировать возмутительное непослушание, даже хулиганство на основе бессознательного отстаивания своего природного высокого ранга («вождя»), как бы показывая, что ему не могут указывать, он сам решает, что ему делать.
Зрительный ребенок может впадать в сильные эмоциональные капризы с демонстративностью, вплоть до истерик. Как вариант – при связке кожного и зрительного векторов – малыш может устраивать бурные эмоциональные сцены «на людях», чтобы поставить родителей в неудобное положение и этим «рычагом» выторговать у них обещания что-то сделать (прагматичность кожи)
Кроме этого, эмоциональная «зрительность» будет проявляться в попытках ребенка получить свое удовольствие из продолжительного «публичного выступления», чтобы привлечь внимание окружающих – «добрых тетенек и дяденек» – которые бы начали его успокаивать, проливая на него водопады внимания и осуждая «бесчувственных» родителей
Ребенок со звуковым вектором, особенно когда на него кричат или обзывают его унижающими словами, может замыкаться в себе, становиться невосприимчивым. Его нежелание слушать может выразиться в характерном жесте – закрывании ушей руками, что выглядит как демонстративный отказ слушать и слушаться. На самом же деле этот жест – защитная реакция в стремлении ребенка перекрыть звуковой канал, отгородиться от травмирующего его «орущего» внешнего мира.
Ребенок с оральным вектором, с его склонностью к активизации артикуляционного аппарата и голоса, скорее всего, будет кричать (причем его крик почти буквально будет «рвать барабанные перепонки»), он может плеваться, даже ругаться, чтобы обратить на себя внимание родителя, заставить себя услышать (слушать его речи). Системно-векторная психология Юрия Бурлана говорит, что современные дети – «полиморфы», то есть от рождения им заданы свойства нескольких векторов
Поэтому у ребенка, например, с кожным, анальным, зрительным векторами в кризисе трех лет может наблюдаться комплексное сочетание признаков: и упрямство, и капризы с манипулированием, и истерики с демонстративностью
Системно-векторная психология Юрия Бурлана говорит, что современные дети – «полиморфы», то есть от рождения им заданы свойства нескольких векторов. Поэтому у ребенка, например, с кожным, анальным, зрительным векторами в кризисе трех лет может наблюдаться комплексное сочетание признаков: и упрямство, и капризы с манипулированием, и истерики с демонстративностью.
С этой точки зрения, у каждого ребенка сочетание негативных проявлений в кризис трех лет – не случайно, а вполне закономерно и индивидуально – в соответствии с природно заданными векторами. Однако негативные проявления векторов могут быть и последовательными: отработав «набор» одного вектора, ребенок переходит к следующему.
Какие трудности ждут родителей?
Итак, попробуем понять, с чем могут столкнуться родители и как перебороть кризис.
В 7 лет детская жизнь вступает в непростой период, ребенок идет в первый класс, его социальное окружение меняется, меняются его обязанности и повседневные привычки. Родителям кажется, что их покладистое чадо становится абсолютно неуправляемым и начинает замыкаться в себе, начинает кривляться и строить из себя посмешище.
У ребенка учащаются перепады настроения
Специалисты в области психологии утверждают, что в 7 лет у детей формируется социальное «Я», что и приводит к изменениям в поведении. Но что это значит?
Происходит смена интересов, то есть игры перестают его интересовать, теперь основным видом его деятельности становиться учеба, его оценки и достижения. Дошкольник начинает осознавать себе как отдельный самостоятельный индивид со своими чувствами и переживаниями и старается их проявить максимально, откуда и появляются театральность поведения и кривляние.
Родители могут столкнуться с тем, что их сын или дочка не хотят идти в школу. Но в чем же кроется причина? Из разговоров взрослых у детей складывается впечатление, что в школе его ждут исключительно трудности, а они их опасаются. К тому же у большинства детей тяга к учебе и желание научится писать и читать, отчасти удовлетворено еще в детском саду.
Первые дни в школе – самые сложные
Что делать родителям?
Что же все-таки делать родителям, чтобы пережить этот период в жизни их малыша. До 7 лет ребенок ведет себя совершенно иначе, и теперь родителям придется иметь дело с кардинально изменившимся характером их любимого чада. В первую очередь необходимо понять, что у первоклассника уже есть свое собственное мнение, и он будет его отстаивать, поэтому к нему нужно относиться с уважением. Нельзя запрещать что-то ребенку не обосновывая свое решение. Родители не должны забывать и о том, что ребенок научился мысли и сопоставлять слова с действиями, поэтому ваше поведение должно быть последовательным, иначе дети поймают вас на несоответствии и перестанут слушаться вас.
Советы родителям, что делать
Порадуйтесь за своего малыша, ведь он стал уже совсем взрослым, поддержите его.
Не стоит концентрировать свое внимание на поведение ребенка. Поставьте перед собой понятную задачу – подготовить его к школе
Благодаря общению и совместной работе будут решены и другие поведенческие проблемы вашего обожаемого чада.
Как сделать адаптацию ребенка к школе легче?
Как уже было сказано, поступление в школу является для ребенка стрессовой ситуацией. Родителям необходимо делать все, чтобы адаптация прошла для ребенка безболезненно. Попробуйте за месяц до начала уроков изменить режим дня ребенка, приучите его вставать рано и не сидеть допоздна за просмотром мультиков.
Знакомство со школой надо организовать заранее
Не стоит на первых парах увлекаться кружками, спортивными секциями и репетирами. Ребенку нужно время привыкнуть, хотя б к чем-то одному, в данном случае, к школе
Он не может делать успехи во всем одновременно, пока стоит сосредоточить внимание на школьном образовании. Коллективными усилиями преодолеть все трудности будет гораздо легче, сотрудничайте с ребенком, а не ругайте его за непослушание, найдите с ним общий язык и все обязательно получится
Особенности новорожденного
В первые дни своей жизни ребенок имеет некоторые особенности:
- большее время ребенок находится во сне (около 80 % времени);
- оставшиеся 20 % он бодрствует, но при этом находится в полусонном состоянии;
- малыш двигает руками и ногами в хаотичном порядке (поэтому может себя царапать и будить), постепенно движения приобретают более осознанный характер;
- все поведение младенца состоит из безусловных рефлексов (комплекс оживления – это первый акт поведения).
Самыми важными безусловными рефлексами, которые постепенно пропадают, являются:
- рефлекс Моро (при поднятии и опускании ребенка его ручки раздвигаются, а пальчики растопыриваются);
- рефлекс шагания (если поставить ступни малыша на твердую поверхность и чуть наклонить вперед, то он начнет переступать ножками как при ходьбе);
- хватательный рефлекс (любой предмет, который взрослый вкладывает в ладошку младенца, оказывается плотно сжатым);
- рефлекс Бабкина (давление на ладонь и предплечье малыша заставляет его открывать рот и поворачиваться к раздражителю);
- рефлекс Бабинского (поглаживание ступни от пятки к пальцам заставляет все пальчики сгибаться);
- рефлекс «поиска груди» (прикосновение к детской щечке провоцирует малыша повернуться к раздражителю и открыть рот);
- сосательный рефлекс (ребенок начинает сосать вложенный в рот предмет);
- плавательный рефлекс (оказавшись в воде животом вниз, младенец совершает плавательные движения).
Длительность кризиса у годовалого ребенка
Название данного возрастного кризиса весьма условно. Время его появления у ребенка зависит от становления навыка самостоятельной ходьбы. Сколько длится кризис 1 года у ребенка, как он протекает – зависит от индивидуальных особенностей крохи и реакций взрослых на негативные поведенческие сюрпризы, обусловленные переходом на новый этап развития.
По мнению Комаровского, кризис 1 года у ребенка длится с 8 до 15 месяцев. Однако известны случаи, когда ребенку удавалось успешно преодолеть кризисный этап за месяц. А кому-то для этого нужно 10-12 месяцев. Продолжительность кризиса определяется не только психофизиологией малыша, но и грамотным реагированием родителей на поведенческие вспышки.
Оптимальным временем преодоления возрастных внутриличностных противоречий малыша является период с 12 до 15 месяцев. К этому времени физиологическое созревание мозга и нервной системы приходит в равновесие с психологической ситуацией развития. Чем больше понимает ребенок, тем легче ему пережить кризисный этап онтогенеза.
Если кризис начался до 12 месяцев, родителям нужно понимать, что мозг ребенка еще не обладает достаточным количеством нейронных связей, поэтому справиться с возникающими противоречиями малышу будет трудно.
Родители отмечают, что после успешного завершения кризиса одного года, малыш делает огромный шаг вперед в своем развитии: он научается прыгать, учится подчинять свои желания правилам, его словарный запас расширяется, а в поведении прослеживается произвольность.
Еще советы
Основная задача взрослых — всю эту неуемную энергию обратить в нужное русло, а лучше всего в игру.
Например, на кухне открывается просто огромное поле для деятельности и игры любимого чада. Вместо исследования горячей плиты и холодильника, кроха может разбирать и складывать корзину с луком, чесноком и другими овощами. Кастрюли, сковородки, крышки от банок, ложки и небьющиеся тарелки — это просто сокровища для малыша и с ними он может делать все, что захочет. А можно также позволять ему кормить чем-нибудь свои игрушки.
Обучение первым навыкам
Вместе со своим крохой можно загружать и выгружать стиральную машину. Ему это очень понравится. А если разрешить ему нажать на нужную кнопочку, радости не будет предела.
В этот период проявления самостоятельности необходимо научить своего карапуза некоторым навыкам. Например, мыть руки, держать правильно ручку и ложку и другим.
В этот очень сложный, но в то же время интересный жизненный этап нужно не забывать о том, что такое безусловная любовь. Никаких нервов, криков и ругательств!
НЕ НАДО кричать на ребенка! Найдите другой способ объяснить ему, как правильно
Прежде чем начать свою истерику, нужно глубоко вдохнуть и подумать, поймет ли ребенок, которому, возможно, чуть больше года, все правильно. Негатив в сторону! Кризис — он пройдет! А все происходящее должно вызывать улыбку и гордость за малыша хотя бы за то, что он так быстро и хорошо развивается. А разрядку после напряженного дня можно получить и другим способом, вовсе не обязательно срываться на ребенке.
Нужно быть другом своему малышу, он должен знать, что в любую минуту может положиться на своих родителей. И это ощущение того, что его любят просто так, всегда понимают и поддерживают, очень поможет ему на протяжении всей его жизни.
Риски
Если главная потребность младенчества (потребность в безопасности) была удовлетворена, то в раннем возрасте формируется потребность в любви. Притом особенно остро проявляется потребность в любви родителя противоположного пола. Именно в этот момент при неудовлетворенной потребности закладывается основа Эдипова комплекса и комплекса Электры.
Если на предыдущем этапе развития ребенок испытывал потребность в речевом контакте, то в раннем детстве актуальна потребность в тактильных ощущениях. Если она не удовлетворена, то ребенок на всю жизнь остается тактильно бесчувственным.
Если родители ограничивают самостоятельность и высмеивают попытки ее проявить, то на смену волевой регуляции ребенка приходит чувство вины и стыда, неуверенность в себе. Это опасно жизненной пассивностью в дальнейшем, отрицанием собственного участия в ходе жизни, нерешительностью и неспособностью менять и строить жизнь, согласно собственным потребностям и желаниям.
Причины и признаки кризиса
Возрастной кризис играет важную роль в формировании личности и как результат после него появляются психические новообразования, на которых строиться развитие в дальнейшем. Это применимо к любому из возрастных кризисов. Одно из самых важных психологических новообразований 7 лет – это потребность в социальном функционировании. Возрастная физиология также подразумевает изменения (смена молочных зубов, активный рост и т.д.).
Психологи установили, что основной причиной кризиса является личностное развитие ребенка, а также появление самопознания.
В 7 лет дети уже кажутся себе взрослыми
Кризис имеет свои проявления:
- Потеря непосредственности. Дети начинают задумываться о значении каждого своего действия перед тем, как его совершить. Детская непосредственность исчезает.
- Манерничание. Ребенок начинает стараться показаться строгим и умным, у него появляются секреты от родителей. Копирование поведения взрослых первое время бывает театральным и показным.
- Горькая конфета. В 7 лет ребенок старается скрывать от взрослых, когда ему плохо.
Начало и этапы кризиса
Специалисты в области детской психологии разграничивают младший школьный и дошкольный возраст (от 3 до 7 лет). Л.С. Выготский считал, что в этот период ребенок начинает задумываться о смысле деятельности и о получении удовольствия от нее или неудовлетворения. Другими словами у детей возникает эмоционально-смысловая ориентация основ поступка. В целом возрастная периодизация Л.С. Выгтского насчитывает 6 кризисных периодов от рождения до совершеннолетия.
Психологические основания кризиса
Кризис протекает по-разному в зависимости от того в каком возрасте родители решат отдать ребенка в школу, в случае если он идет в младшую школу поздно (7,3-8 лет), его ожидают следующие фазы:
- Докритическая. Игра отходит на второй план. У детей появляется желание стать взрослым.
- Критическая. Вчерашний дошкольник готов к школе, однако испытывает при этом личностный и эмоциональный дискомфорт. Меняется поведение, появляются негативные симптомы, направленные на ближайшее окружение (родителей и учителей).
- Посткритическая. Восстановление внутреннего комфорта и стабилизация эмоционального состояния, кризис проходит.
Кривлянье – еще один признак кризиса
Дети, которые идут в школу рано (до 6,5 лет), проходят через следующие фазы:
- Объективные предпосылки для учения в школе не сформированы, ребенка не интересует учеба. Он не хочет делать домашнее задание, его гораздо больше привлекают игры и развлечения.
- Школьник не удовлетворен своим общественным положением, что приводит к дискомфорту и, как следствие, негативной симптоматике.
- В случае преодоления противоречий, у детей стабилизируется личностно-эмоциональное состояние и восстанавливается комфорт, иначе негативные симптомы усиливаются и продолжаются еще достаточно длительное время.
Что такое кризис 1 года
Предпосылками к возникновению кризиса первого года жизни ребенка в психологии считаются:
- частые капризы, причины которых сложно понять;
- перепады настроения.
Малыш растет, с каждым днем становится все более самостоятельным. Теперь он уже устойчиво стоит на ножках, видит окружающий мир с совсем другого ракурса. Малютка считает, что стал большим, что он ничем не отличается от взрослых. Однако к нему продолжают относиться как к малышу. Это противоречие и рождает кризис одного года у ребенка.
Годовалый карапуз в своих действиях движим собственными сиюминутными желаниями. Но взрослые диктуют ему правила и запреты. Практически на каждое свое «хочу», ребенок слышит от мамы и папы «нельзя». Он не понимает, чем обусловлены запреты, почему нужно подчиняться правилам. В нем горит жажда познания окружающей действительности, которая хранит в себе розетки, мобильные телефоны, острые бытовые предметы. Но стоит протянуть руку к привлекательному предмету, как тут же раздается строгий голос: «Нельзя!» Детский интерес не удовлетворяется, он злится и плачет.