Признаки дизартрии
Характеристика патологии заключается не только в выявлении причины и места поражения речевого аппарата, но и в определении степени тяжести болезни. Специалисты выделяют 4 формы заболевания, отличающихся по выраженности нарушений речи у ребенка.
Стертая дизартрия (I степень)
При этой форме заболевания дети не слишком отличаются от своих сверстников. Заболевание, как правило, выявляется в возрасте 4-5 лет. Симптомы патологии не слишком специфичны и могут маскироваться под другие схожие болезни нервной системы. При стертом варианте дизартрии родители замечают смешение, искажение или замену одних звуков другими. Очень часто малыши не могут выговорить свистящие и шипящие звуки. Многие дети испытывают определенные сложности в произнесении длинных слов, опуская часть звуков.
Стертая форма дизартрии очень похожа на дислалию, и даже опытным специалистам не всегда удается с первого приема выставить верный диагноз. Дислалия у детей характеризуется появлением различных дефектов речи при полной сохранности речевого аппарата. В противовес этому при дизартрии нарушена иннервация мышц, отвечающих за формирование речи у ребенка. Дислалия чаще обнаруживается у детей 6-7 лет и школьников, тогда как стертую дизартрию определяют несколько раньше.
Стертая дизартрия сопровождается и другими симптомами. У многих детей отмечается снижение интонационной окраски речи. Нередко голос приобретает характерный носовой оттенок. Большинство детей со стертой формой заболевания не способны имитировать различные звуки (например, подражать мяуканью кошки или мычанию коровы). Характерна монотонность голоса при рассказывании стихов или пересказе текста.
Стертая форма дизартрии является самым легким вариантом течения болезни.
II степень дизартрии характеризуется довольно понятной речью с выраженными дефектами произношения. Понять ребенка можно, однако для этого приходится прилагать определенные усилия. Лечение дизартрии наиболее эффективно именно на первой и второй стадиях заболевания.
В III стадии болезни речь малыша становится понятной только его родителям и некоторым близким людям. Посторонним разобрать слова ребенка бывает достаточно сложно.
В IV стадии речь малыша непонятна даже родителям или же вовсе отсутствует.
Лечение дизартрии
Успех коррекции заболевания во многом зависит от формы дизартрии, степени тяжести и наличия сопутствующей патологии. Легче всего поддается терапии стертая дизартрия. При этой разновидности болезни рекомендуется наблюдение у невролога, а также регулярные занятия с логопедом.
Лечение дизартрии обязательно включает в себя следующие этапы:
- стимуляция физиологического дыхания;
- развитие речевого дыхания (дыхательная гимнастика);
- активизация речевого аппарата (в том числе гимнастика и массаж);
- стимуляция мелкой моторики;
- развитие голоса;
- коррекция произнесения звуков;
- развитие тональности и выразительности речи;
- стимуляция речевой коммуникации.
В настоящий момент существует множество секций и кружков для детей с дефектами речи. В некоторых из них занятия проводятся в присутствии родителей. Также возможны индивидуальные занятия с логопедом.
Медикаментозное лечение назначается при выявлении неврологических заболеваний, способствующих развитию нарушений речи. При этом симптомы дизартрии у ребенка сочетаются с различными двигательными и сенсорными расстройствами. Лечение основного заболевания проводит невролог, после чего логопед занимается коррекцией речевых нарушений.
В терапии неврологических заболеваний активно используются ноотропные препараты
Такое лечение стимулирует умственную деятельность, улучшает память и внимание, а также повышает способность к обучению. Из наиболее популярных препаратов стоит отметить глицин, церебролизин, «Фенибут», «Пантогам» и «Энцефабол»
Лечение ноотропными препаратами довольно длительное. Дозировка и кратность приема препаратов определяются врачом.
Лечение дизатрии также включает в себя физиотерапию. Хороший эффект замечен от точечного массажа, ЛФК и лечебных ванн. Массаж ребенку обязательно должен делать специалист, разбирающийся во всех тонкостях терапии. Для лечения нарушений речи у детей также активно применяется иглоукалывание и другие методы воздействия на рефлексогенные зоны.
Большое значение в терапии заболевания придается контакту с родителями. Эффективное лечение дизартрии невозможно в изоляции. Родителям больного ребенка следует как можно больше времени уделять своему малышу и поощрять его попытки говорить правильно. Многие дети, стесняясь своего дефекта, замыкаются и предпочитают просто молчать
Родителям следует мягко и осторожно подвести своего ребенка к тому, что речь необходимо развивать, и вместе с малышом осваивать все упражнения, рекомендованные логопедом
Прогноз заболевания зависит от формы и степени тяжести. Легкой степени дизартрия у детей хорошо поддается коррекции при своевременном обращении к врачу. Чем раньше будет начато лечение, тем больше шансов развить речь ребенка и помочь ему адаптироваться в окружающем мире. У стертой дизартрии достаточно благоприятный прогноз – вплоть до полной коррекции речи.
Профилактика заболевания заключается в предупреждении внутриутробной гипоксии плода, а также защите малыша от травм в процессе родов. Такие меры позволяют предотвратить повреждение головного мозга новорожденного, а значит, уберечь ребенка от дизартрии и других заболеваний нервной системы. При появлении первых признаков нарушения речи следует обратиться к врачу.
Дизартрия – это нарушение произношения, встречающееся у пяти процентов детей. Особенностью патологии является то, что ребенок может знать много слов, уметь правильно строить фразы, но понять его сложно из-за невнятности речи.
Объясняется данный синдром ограниченностью подвижности органов речевого аппарата, что становится следствием поражений нервной системы. Проблемы имеются не с отдельными звуками – болезнь характеризуется полностью смазанной речью. О симптомах, причинах, видах аномалии, методах ее лечения читайте ниже.
Как вылечить дизартрию?
В процессе установления диагноза логопед в обязательном порядке проводит исследование особенностей нарушения звукопроизношения, а также обращает внимание на общее состояние речи. Как правило, лечение дизартрии у детей практикуется как комплексное воздействие на ту причину, которая спровоцировала данный симптом
Также комплексная терапия включает применение специальных логопедических методик, выполнение упражнений, способствующих развитию мелкой моторики. Практикуется регулярная лечебная физкультура. Подробную схему, как лечить дизартрию в каждом конкретном случае, разрабатывает лечащий врач
Как правило, лечение дизартрии у детей практикуется как комплексное воздействие на ту причину, которая спровоцировала данный симптом. Также комплексная терапия включает применение специальных логопедических методик, выполнение упражнений, способствующих развитию мелкой моторики. Практикуется регулярная лечебная физкультура. Подробную схему, как лечить дизартрию в каждом конкретном случае, разрабатывает лечащий врач.
Если у ребенка наблюдается тяжелая форма дизартрии, то ему необходимо наблюдение специалистов в специализированных учреждениях для детей. Стертую дизартрию можно лечить в амбулаторных условиях. Однако требуется регулярное наблюдение со стороны разных специалистов — логопеда, невролога, психолога. Медикаментозного лечения, которое способно значительно улучшить состояние людей с таким нарушением речи, на сегодняшний день не существует.
Родители не должны полагаться исключительно на врача. Логопед всегда рекомендует им прилагать все усилия, чтобы стимулировать ребенка с дизартрией говорить правильно. Поэтому и упражнения, и массаж, и специальные занятия нужно регулярно выполнять и в домашних условиях. Специалисты рекомендуют начинать лечение детей с дизартрией как можно раньше, чтобы к периоду поступления в школу ребенок мог уверенно себя чувствовать и адаптироваться в условиях детского коллектива.
Иногда детям с таким симптомом показано обучение в специальных логопедических группах в детском саду или в школе. В коллективе можно получить ощутимый эффект от использования специальных игровых методик. Также современные логопеды широко используют специальные компьютерные программы.
Лечение дизартрии у взрослых людей заключается в терапии того заболевания, которое ее спровоцировало. Практикуются также тренировки артикуляции с помощью специальных упражнений, массаж.
В последнее время дизартрия у детей — диагноз не редкий, но неизменно пугающий родителей. Это нарушения в произношении слов из-за недостаточной иннервации (связь тканей и клеток с нервными окончаниями) речевого аппарата. При этом наблюдается ограниченная подвижность губ, языка, мягкого нёба и других органов речи, что затрудняет артикуляцию (произношение).
Причины дефекта могут быть разными, поэтому при первых же симптомах требуется пройти соответствующее обследование и начать лечение. Итак, детская дизартрия: что это такое, какие формы она может приобретать и каков предполагаемый прогноз на будущее?
Работа над звукопроизношением при дизартрии
При нарушениях звукопроизношения нескольких звуков важна последовательность в работе. В первую очередь нужно начинать со звуков, артикуляция которых наиболее легко даётся вашему ребёнку. Или это могут быть звуки, которые он в пассивной речи произносит неправильно, а повторяя за вами (отражённо) – правильно.
Перед вызыванием и постановкой звуков важно добиться их различения на слух. Необходима тренировка слухового восприятия
Ребёнок должен научиться слушать самого себя, улавливать разницу между своим произношением и нормализованным звуком.
Существует несколько приёмов постановки звуков при дизартрии. Наиболее распространённым является метод, когда языку и губам ребёнка придаётся необходимая позиция для того или иного звука. Используются зонды, плоские пластинки для языка и целый ряд других приспособлений
Внимание ребёнка привлекается к ощущению положений. Затем он выполняет движения самостоятельно при некоторой помощи взрослого или без неё
Для автоматизации звуков используется приём одновременного проговаривания и моторного действия. Например, письмо и говорение или говорение и хлопки в ладоши, постукивание ногой.
Затем новый звук закрепляется в слогах, словах и предложениях. Переходя от простых упражнений к более трудным, убыстряя темп упражнений.
Формы дизартрии
Неврологическая классификация патологии основана на синдромах и участке локализации поражения речевого аппарата. Выделяют следующие виды дизартрии:
- Бульбарная форма дизартрии. Обусловлена повреждением нервных ядер в продолговатом мозге. Патология проявляется отсутствием рефлексов и мимики, нарушением сосательной, глотательной, жевательной функции, слюнотечением. Артикуляция односложная и нечеткая: все согласные имеют щелевое звучание, типичны гнусавость, осиплость, хриплость голоса.
- Псевдобульбарная. Спровоцирована повреждением корково-бульбарного пути. Псевдобульбарная, проявляющаяся центральным параличом и гипертонусом мышц дизартрия вызывает затруднение перехода с одного артикуляционного движения на другое. Особенно сложно двигать языком: перемещать из стороны в сторону, поднимать кончик, удерживать в поднятом положении. Характерны нарушение глотательной функции, усиленный глоточный рефлекс, чрезмерное вытекание слюны. Речь растянутая, нечеткая, гнусавая, неправильно проговариваются сонорные, шипящие, свистящие фонемы.
- Подкорковая. Обусловлена повреждением подкорковых мозговых ядер. Характеризуется присутствием гиперкинеза – внезапных, непроизвольных, вызванных ошибочной командой мозга движений артикуляционных и мимических мышц. При попытке разговора гиперкинез провоцирует мышечный спазм. Нарушены тембр и сила голоса, пациент неправильно ставит ударения, периодически гортанно выкрикивает. Возможно возникновение заикания, нарушения темпа произношения.
- Мозжечковая. Вызвана повреждением мозжечка и окружающих нервных тканей. Характеристика патологии следующая: нарушение речевой координации (дрожание языка, неровная речь, выкрики), невнятность и замедленность произношения, неправильное проговаривание губных и переднеязычных фонем. Возможны двигательные проблемы: шаткая походка, неловкие телодвижения, плохая координация.
- Корковая. Спровоцирована точечными повреждениями коры мозга. Характеризуется полным или частичным нарушением речи, слабыми произвольными артикуляционными движениями. Речевое дыхание и голос в норме.
Существует также логопедическая классификация дизартрии, основанная на степени восприятия речи окружающими. Выделяются следующие виды патологии:
- I степень (или стертая дизартрия) – дефектность произношения заметна только логопеду;
- II степень – произношение в общем понятное, но окружающие замечают незначительное искажение;
- III степень – понимают пациента только близкие люди;
- IV степень – пациент немой, либо его разговор не понятен даже близким людям.
Искажение речи при дизартрии
Дизартрия речи не считается изолированным заболеванием. Это симптом, проявляющийся в расстройстве всех речевых характеристик: темпа, интонации, громкости, созвучности, четкости и т.д. В результате этого речь становится невнятной.
Причиной расстройства становится поражение отделов ЦНС, отвечающих за иннервацию речедвигательного аппарата. Дизартрия у взрослых может развиться как следствие инсульта, опухоли или травмы головного мозга. Она также сопровождает больных амиотрофическим и рассеянным склерозом, болезнью Паркинсона, встречается при олигофрении, нейросифилисе, а также других патологиях, затрагивающих головной мозг.
В формировании слов участвует целая система органов. Это и губы, и язык, щеки, гортань, небо, дыхательная и лицевая мускулатура. При дизартрии эти элементы работают не скоординировано. Причиной тому становится поражение таких нервов:
- подъязычный;
- языкоглоточный;
- лицевой;
- тройничный.
При этом наблюдается неадекватная работа языка: ограниченность его движений в стороны, вверх, вниз. Он находится в напряженном состоянии, из-за чего быстро устает, может наблюдаться асимметричность поражения.
Мускулатура щек также лишена скоординированных движений. Это снижает способность правильного удержания позы при произношении звуков. Затруднено движение нижней челюсти. Губы чрезмерно сжимаются или, наоборот, расслаблены, язык лежит на дне ротовой полости, податливость мягкого неба также нарушена.
Двигательная скованность, напряженность, парезы и параличи лицевой мускулатуры приводят к тому, что речь такого больного становится непонятной, нечеткой и сложной для восприятия. Нередко ее характеризуют как каша во рту.
Речевые дефекты проявляются в разной степени, в зависимости от зоны и масштабности поражения. Наблюдается артикуляционное нарушение произношения. Человек не проговаривает практически все звуки, и гласные, и согласные. Нередко шипящие и свистящие звуки имеют межзубное или боковое произношение, теряется правильность звучания звонких и твердых согласных, появляются дефекты произношения «л» и «р», звуков с заднеязычным произношением.
Переднеязычные буквы («д», «т», «з», «с») произносятся с межзубным свистом, Сложные звуки заменяются более простыми. Речь либо неестественно замедляется, становится протяжной, либо, наоборот, ускоренной. Между буквами появляются промежутки, случаются замены букв.
Голос также претерпевает изменения. Он теряет свою громкость звучания, становясь более тихим и обессиленным. Тембр приобретает гнусавость и глухость. Речь – монотонная, без эмоционального окрашивания. Теряется интонация голоса: вопросительная, повествовательная, восклицательная. Речевой ритм непостоянный, нарушается расстановка ударения.
За счет проблем с иннервацией речевое дыхание также изменяется. Во время произношения оно учащается, делается сумбурным и прерывистым. Человеку как будто не хватает воздуха, чтобы договорить фразу до конца.
Таким образом, нарушение речи при дизартрии носит полиморфный характер, то есть она претерпевает изменения по всем своим характеристикам. Они довольно устойчивы.
Лечение
Лечение требует комплексного подхода, так как монотерапия (прием одного медикамента) ничего не даст. Основные цели терапевтических мероприятий — коррекция речи, нормализация речевого дыхания и устранение нарушений голоса. Для этих целей назначаются лекарственные препараты, лечебная физкультура (ЛФК), логопедические занятия.
Медикаментозная терапия
Лекарственные препараты подбираются врачом в зависимости от вида патологии. Чаще всего назначаются следующие фармакологические группы:
- Ноотропы — препараты, предназначенные для повышения умственных способностей и улучшение памяти. К таким лекарствам относится «Энцефабол», «Пантокальцин», «Пикамилон»;
- Седативные (успокаивающие) — медикаменты, снимающие нервное перенапряжение, обладающие противотревожным воздействием. Наиболее популярные — «Персен» и «Ново-пассит»;
- Блокаторы кальциевых каналов — нормализуют мозговое кровообращение, работу сосудистой системы, снижают риск развития кислородного голодания клеток головного мозга. Результативными препаратами считаются «Циннаризин», «Глиатилин» и «Инстенон»;
- Метаболики — коррекция функций дыхательных функций, улучшение обмена веществ, нормализация мозгового кровообращения. Применяются при различных черепно-мозговых травмах, гипоксии и прочих патологических состояниях. Чаще всего назначают — «Церебролизат» или «Актовегин».
Любое назначение делается врачом после проведения диагностики и постановки точного диагноза. Самолечение недопустимо и приводит к отягчающим последствиям.
Занятия с логопедом
Логопедические процедуры благотворно воздействуют на мышцы артикуляционных органов и развивает мелкую моторику. Индивидуальные методики разрабатывает логопед в зависимости от патологического состояния. В комплекс упражнений, как правило, входят:
- Артикуляционная и пальчиковая гимнастика;
- Упражнения, развивающие голос (ортофония);
- Дыхательная гимнастика;
- Коррекция выразительности речи;
- Лечение и коррекция нарушений письменной речи;
- Восстановление читательских способностей.
Лечебная гимнастика
Одна из важных методик при дизартрии любой степени. Упражнения выполняются в домашних условиях на постоянной основе. Это могут быть повороты туловища, наклоны вперёд и прочее
При выполнении любых комплексных упражнений важно правильно дышать. Глубокий вдох делается через рот, а медленный выдох через нос
Гимнастика помогает нормализовать обменные функции, укрепить организм и улучшить мозговое кровообращение.
Массаж
Логопедический массаж при дизартрии нужно делать аккуратно, чтобы не причинить пациенту боль. Индивидуальный комплекс мероприятий разрабатывает логопед. Для улучшения артикуляционных способностей специалисты рекомендуют несколько техник массажных упражнений:
Область массирования | Методика |
Язык | Каждое упражнение выполняется не менее 5—7 раз. Для начала необходимо погладить язык указательным пальцем. Движение — спиралевидное. При этом нужно слегка надавливать, не злоупотребляя силой давления. Второй комплекс упражнений — умеренные пощипывания и поглаживания. Производятся от кончика языка до его середины. |
Губы | Массаж делается двумя пальцами. Движения — спиралевидные и волнообразные. Сначала аккуратно массируется верхняя губа, затем нижняя и уголки губ. Завершающий этап — поглаживания, лёгкие пощипывания и похлопывания. |
Нёбо | Сначала производятся поглаживания языком по направлению от клыков до середины нёба. Затем делаются похлопывания в том же направлении. Завершение — поглаживания нёба языком волнообразными движениями. |
В период реабилитации назначается физиотерапия, иглоукалывание, принятие лечебных ванн, гирудотерапия (лечение пиявками). Немаловажную роль в лечении дизартрии играют дельфинотерапия, арттерапия (лепка из глины, терапия рисунками и прочее), сенсорная терапия. Эффективность лечения зависит от правильности подобранной индивидуальной терапевтической программы.
Специалисты Юсуповской больницы имеют высшие врачебные категории, многолетний опыт по успешному устранению патологии и используют только современное оборудование. Благодаря этому каждому пациенту оказывается квалифицированная помощь и подбирается самая результативная индивидуальная методика для лечения дизартрии.
Классификация и стадии развития дизартрии
Выделяются следующие формы дизартрии в зависимости от поражения структур головного мозга .
Бульбарная дизартрия является следствием повреждения бульбарной группы черепно-мозговых нервов: языкоглоточного, блуждающего и подъязычного. Характеризуется слабостью мышц артикуляции, снижением тонуса мышц. В результате речь невнятная, крайне замедленная, лицо обеднено мимикой.
Подкорковая дизартрия имеет место при поражениях подкорковых узлов головного мозга. Отличается наличием гиперкинезов — насильственных мимических движений, неконтролируемых ребёнком. Тонус мышц меняется от нормального к повышенному. Страдает темпо-ритмическая организация речи.
Мозжечковая дизартрия наблюдается при поражении мозжечка или его связей с другими структурами нервной системы. Отличается скандированной, «рубленной» речью. Нет плавности перехода от одного слова к другому.
Корковая дизартрия, как следует из названия, связана с поражением коры головного мозга, а именно, нижнего отдела передней центральной извилины одного или обоих полушарий. Также корковую дизартрию диагностируют при поражении доминантного полушария (для правшей — левого, для левшей — правого) в нижних постцентральных отделах коры. Дети с такой формой неплохо овладевают изолированным произношением звуков, но с большим трудом используют в потоке речи, иногда пропускают вовсе.
Псевдобульбарная дизартрия отмечается при двустороннем поражении двигательных корково-ядерных путей, соединяющих ядра черепных нервов ствола головного мозга с корой. Характеризуется невозможностью организовать чёткие ритмичные движения. В раннем детстве такой ребенок часто пепёрхивается, с трудом жуёт, в более старшем возрасте обнаруживается ряд проблем с речью в связи с плохой подвижностью артикуляционных мышц, речь крайне невнятна.
Выделяется несколько степеней дизартрии
Первая степень. Чаще всего говорят о стёртой дизартрии, в этом случае дефекты звукопроизношения могут быть едва заметны окружающим. Они выявляются логопедом, при коррекции отличаются особой стойкостью, а значит, времени и сил придется потратить много. Как правило, такие дети наблюдаются у невролога на 1-2 году жизни, но благодаря пластичности детской нервной системы многие симптомы к 4-5 годам компенсируются, ребёнок «перерастает» их. Неприятным сюрпризом оказываются устойчивые проблемы со звукопроизношением в дошкольном возрасте.
Вторая степень. Дефекты звукопроизношения сильно заметны окружающим, но в целом речь остается понятной. Наряду с речевой симптоматикой наблюдается также психологическая. Часто выявляется недостаточность мелкой и крупной моторики, некоторая неуклюжесть, расстройство поведения, эмоционально-волевой сферы, отмечается синдром дефицита внимания, гиперактивность и др.
Дети с первой и второй степенью дизартрии, как правило, имеют достаточно сохранное мышление.
Третья степень. Понимание речи ребёнка-дизартрика затруднено для окружающих. Часто бывает не понятно, что говорит рёбенок. Неречевая симптоматика выражена чрезвычайно ярко. Критический уровень недоразвития речи самым негативным образом отражается на поведении и на мыслительных процессах ребёнка. Можно говорить о нарушении работы почти всех психических функций: памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы и др.
Четвёртая — самая тяжелая степень. Речь практически всегда непонятна даже самым близким людям или же отсутствует вообще.
На полную коррекцию звуков в речи можно рассчитывать при первой и второй степенях. Третья и четвертая степень диагностируется при грубых поражениях, например, у детей с детским церебральным параличом (ДЦП), прогноз коррекции здесь менее оптимистичный.